Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Випарита Карани

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Каталог Асан > Випарита Карани

Випарита Карани

Есть теория, согласно которой, человеческий ум — род галлюцинации, возникающий из-за голодания мозга вследствие прямохождения. Последователи этой теории считают, что стоя вверх ногами, человек освежает ум и избавляется от иллюзий, которые заставляли его страдать. Вы попробуйте, и поймете сами.

Физиологи полагают, что стойки вверх ногами возвращают на места внутренние органы, опустившиеся из-за земного притяжения и отсутствия крепких поддерживающих мышц.

Веды на этот счет говорят следующее: человек бессмертен, ибо у него есть источник Сомы, нектара бессмертия. Он истекает из точки бинду (в затылке). Но если человек не потребляет Сому, то он стекает через горло вниз и превращается в страшный яд, убивающий даже бессмертного. Вот почему йоги выполняют Кхечари Мудру («проглатывание языка», задерживающего Сому) и стоят вверх ногами.
Как видите, поводов постоять вверх-тормашками немало:) Подробности о том, как это делать правильно и безопасно — в статье Алексея Соколовского

Королевские позы йоги: Випарита Карани

 

Статья Алексея Соколовского Источник 

Випарита КараниИзвестно, что асаны Хатха-йоги лучшего всего делать в комплексе, системно — включая позы, активизирующие все семь основных чакр снизу вверх. Однако есть такие важные асаны, которые можно делать и отдельно: либо как целевое дополнение к регулярной практике (для йогов) либо как самостоятельное упражнение йога-терапии (для людей, которые йогу не практикуют). В их числе Випарита Карани Асана (-мудра), Маха-мудра, Сарвангасана, Дханурасана. Эти позы достаточно просты и не требуют специальной подготовки. Сегодня мы расскажем об одной из важнейших и наиболее мощных асан Хатха-йоги: Випарита Карани Асане — «перевернутой позе». Это эффективная поза йоги для повышения жизнеспособности организма, доступная практически каждому.

«Есть чудодейственное средство, которое не дает (лунному) нектару сгореть в огне солнца».
Хатха-йога Прадипика о Випарита-Карани мудре

Випарита Карани Асана («перевернутая поза») — стоит как бы на стыке практик Хатха-йоги и Крия-йоги, поэтому имеются варианты ее выполнения от банального удержания формы до глубокой медитации, которая способна очистить тело на всех уровнях и даже привести к подъему Кундалини (однако для этого ее удерживают по 2-3 часа). Для целей оздоровления достаточно по несколько минут в день выполнять базовую форму упражнения, которая очень проста. Эта практика приносит множество плодов: очищение организма, оздоровление внутренних органов тела, улучшение мозгового кровоснабжения и несомненно — увеличение продолжительности здоровой жизни (активное долголетие), омоложение на клеточном уровне.

Выполнение

Эту практику лучшего всего выполнять утром, натощак, или вечером после 10-минутной предварительной Шавасаны (на пустой желудок: не менее 3 часов после еды).

Вхождение в асану: из положения лежа на спине (на йога-мате или сложенном пледе), руки вдоль тела ладонями вниз (для поддержки), с вдохом нужно поднять обе ноги вверх, с выдохом закинуть чуть за голову. Затем, поддерживая таз или поясницу руками, с вдохом выровнять ноги по вертикали. Важно: корпус не нужно держать вертикально, как в Сарвангасане, спина должна составлять угол примерно 45 градусов к полу. Тянуть носочки не надо, следует расслабить ступни, ноги, шею, лицо, живот и вообще все мышцы, какие возможно, не теряя позиции так, чтобы поза стала по возможности удобной. Подбородок специально прижимать к грудине тоже не нужно. Локти не должны расходиться в стороны, чтобы сохранить устойчивость.

В асане дыхание нормальное (строго через нос), глаза закрыты. На первых порах внимание нужно концентрировать на удержании позиции, а когда поза станет привычной — на области щитовидной железы (горловой центр — Вишуддхи чакра). Внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям! Следует удерживать позицию столько, сколько это удобно (начиная с нескольких циклов дыхания и по возможности постепенно увеличивая время), не допуская появления усталости. При появлении малейшего дискомфорта: постепенное учащение дыхания, тяжесть в голове, головокружение, дурнота, напряжение в спине, плечах, шее или пояснице и др. — нужно аккуратно и не спеша выйти из позы.

Выход из позиции: слегка опираясь на ладони, с выдохом медленно опустите прямые ноги на пол. Если это тяжело или есть проблемы с поясницей, облегченный выход такой: согните колени к груди, опустите ступни на пол, затем выпрямите ноги на полу.

Расслабление: после выполнения половину времени выдержки позы нужно полежать в  Шавасане («Позе расслабления»): например, если вы держали позу 5 минут, то 2-3 минуты нужно отдохнуть. Делается всего один подход!

Противопоказания

Без непосредственного руководства специалиста эту практику нельзя делать людям, страдающим от повышенного давления, болезней сердца, мозга, глаз или внутреннего уха, увеличения щитовидной железы и лицам с повышенной интоксикацией организма (если тело сильно зашлакован, или во время приема сильных лекарств, антибиотиков), после 3 месяца беременности. Асана не выполняется при наличии в крови алкоголя, никотина, непосредственно после употребления кофе, а также при запоре. В целом, при всей простоте это очень мощное упражнение, и его не стоит практиковать во время болезни.

Вариации

Для выполнения более продвинутой практики (через 2-3 недели освоения базовой формы) можно практиковать Уджайи пранаяму (Свистящее дыхание йогов) в основной позиции. Продвинутая практика 2 уровня: при удержании асаны выполнять Кхечари мудру («проглатывание языка») и Уджайи пранаяму («психическое дыхание»). Такое выполнение вызывает более глубокую релаксацию, способно привести к медитации (йогическому сосредоточению), выравнивающей эмоциональный фон и повышающей умственные способности. Долгое удержание позиции — более получаса — является продвинутой практикой. Если нет неприятных ощущений, это не вредно (йоги практикуют до 3 часов), а наоборот, очень полезно для всего организма, однако требует контроля специалиста (преподавателя йоги).

Советуем посмотреть

Комплекс 3

  1. Полное дыхание йогов сидя
  2. Акапалабхати
  3. Капалабхати
  4. Бхастрика
  5. Анулома Вилома
  6. Пашимотанасана
  7. Бхуджангасана, первая   разновидность
  8. Триконасана, первая разновидностъ
  9. Триконасана, третья  разновидность
  10.  Сарвангасна
  11. Матсиасана, первая разновидность
  12. Созерцание
  13. Шавасана

Комплекс 11

  1. Полное дыхание йогов стоя
  2. Пранаяма № 7
  3. Уджайи, первая разновидность
  4. Уджайи, вторая разновидность
  5. Анулома  Вилома
  6. Сукх Пурак
  7. Падахастасана
  8. Уштрасана
  9. Ардха Матсиендрасана
  10. Пранаяма № 6, большая разновидность
  11. Пранаяма № 6, малая разновидность
  12. Сиршасана
  13. Матсиасана, разновидности первая и вторая
  14. Уддияна Бандха
  15. Уддияна Бандха Крийя
  16. Наули
  17. Майюрасана
  18. Халасана
  19. Чакрасана ("мостик
  20. Созерцание
  21. Шавасана

Для чего мы едим

Для чего мы едим? А действительно, для чего? Разные люди подхо­дят к этому вопросу далеко не одинаково. Есть явные чревоугодники. Они научились по­лучать от еды величайшее наслаждение, часто заме­няющее другие человеческие радости. Удовольствие тут выдвигается на первый план, о физическом здоровье и духовности речь, как правило, не идет. А если и появляются подобные мысли, ароматы со стола обычно заставляют оставить всякие попытки к сопротивлению.