Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Адхо Мукха Шванасана (Собака мордой вниз) по Гуру Ар Сантэму

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Каталог Асан > Адхо Мукха Шванасана (Собака мордой вниз) по Гуру Ар Сантэму

Адхо Мукха Шванасана (Собака мордой вниз) по Гуру Ар Сантэму


Асана входит в комплекс Сурья Намаскар    Другое название асаны - Парватасана (поза горы)

Термин «adho»= «adhas» означает «вниз», поэтому это «поза собаки с мордой вниз».
Поза напоминает потягивающуюся собаку, головой и передними лапами вниз.

Назначение:

Асана готовит тело к выполнению:
-    асан, в которых есть прогибы туловища назад;
-    перевёрнутых поз.

Противопоказания: отсутствуют.


Исходное положение: Ашва Санчаланасана.

Правила выполнения:

Парватасана - поза горы или Адхо Муха Шаванасана - собака мордой вниз С выдохом перенести вес тела на руки и одновременно, поднимая ягодицы вверх, отодвинуть левую ногу (женщины, наоборот, - правую) назад, поставив её носок рядом с правым.
Голову опустить между руками, так чтобы она, руки и спина находились в одной плоскости, а всё тело и пол образовали правильный треугольник.
В позе находиться на задержке дыхания после выдоха, ноги в коленях не сгибать, пятки стоят на полу.
Вдох, выдох и задержка равны между собой по продолжительности.
При выполнении в акомплексе Сурья Намаскар, не вдыхая, изогнув тело в «зигзаг», опуститься на пол в следующую позу - Аштанга Намаскара.

Усложнённый вариант выполнения упражнения и полная форма выполнения.
Аналогичен вышеописанному, плюс:  Сжать мышцы промежности (муладхара-бандха), живот втянуть (уддияна-бандха), подбородок прижать к груди (джаландхара-бандха), взгляд мысленно обратить на пуп.

Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности.

Ключом к правильному положению тела являются:

  • предплечья, локти, плечи неподвижны и максимально выпрямлены; 
  • представьте, что вы образовали гору с двумя склонами и вершиной в копчике. Старайтесь сделать вершину острее, а склоны более крутыми.
  • ладони параллельны друг другу и располагаются на ширине плеч;
  • пальцы кисти немного растопырены, выпрямлены и вместе с ладонью плотно прижаты к поверхности пола (средние пальцы параллельны между собой и смотрят вперёд);
  • локти смотрят вниз и назад, плечи (бицепсы и плечевые суставы) максимально развёрнуты наружу и отведены от ушей, грудина стремится к полу;
  • ноги выпрямлены, колени напряжены (подтянуты), стопы параллельны друг другу и прижаты к полу;
  • задняя поверхность ног максимально растянута, работа бёдер, ягодиц и копчика аналогична работе в Уттанасане;


Асана является симметричной, и необходимо следить за симметричным распределением нагрузки при её выполнении. На начальном этапе особенно важно следить за тем, какие мышцы растянуты, какие сжаты, какие мышцы напряжены, какие расслаблены, а также какие мышцы можно расслабить, не внося изменений в саму энергоформу асаны.

При выполнении позы на продвинутом этапе одним из вариантов энергетической работы может быть установление связи между точками центров ладоней и стоп между собой, а также вершиной крестца (энергетическая пирамида).

Концентрация внимания при выполнении упражнения:
На правилах выполнения упражнения.
На внутренних ощущениях.
На растянутых, сжатых (напряжённых) и расслабленных мышцах, а также на мыш-цах, которые можно расслабить, не меняя ключа (энергоформы) асаны.
На произнесении мантр.
На ОПчСС и ОЩЖ.

Физиологический эффект:

-    Укрепляет ноги, плечи.
-    Интенсивно растягивает задние мышцы ног.
-    Укрепляет мышцы брюшного пресса.
-    Тонизирует органы пищеварения.
-    Даёт отдых центральной нервной системе.
-    Усиливает мозговое кровообращение и деятельность мозга, обновляет мозговые клетки.
-    Укрепляет лодыжки и придаёт ногам красивую форму.
-    Снимает тугоподвижность в области лопаток.
-    Замедляет серцебиение.

Энергетический эффект:

-    Заряжает тело энергией.
-    Снимает усталость и возвращает утраченную энергию.

Психический эффект:
Даёт ощущение бодрости.
Снимает умственную усталость.

Терапевтический эффект:
Способствует размягчению солевых шпор, снимает боль и скованность в пятках.
Помогает при артрите плечевых суставов.
Способствует лечению гипертонии.
У спринтеров развивает быстроту и лёгкость в ногах, снимает усталость после интенсивной тренировки.

Выполнение упражнения для совершенствования,
Произнесение мантры комплекса:

  • Солнечной: «Ом Кхагайя Намаха».
  • Биджевой: «Ом ХРАУМ».
  • Прокачка.
  • Работа с энергиями: чакровыми, природными, авезиловскими, от старшего капсулы.
  • Работа с мудрами и стихиями.
  • Получение состояния и работа с ним.
  • Выполнение асаны на свободном и ритмическом дыхании.

Вопросы для самоконтроля:
Стандартные вопросы к выполнению асан и пранаям:
-    Опишите правильное положение тела перед выполнением входа в асану.
-    Опишите этапы входа в асану и правильное положение тела в асане.
-    Опишите выход из асаны.
-    Каким образом необходимо дышать при входе в асану, на статическом этапе выпол-нения асаны и на выходе из неё? Ответ обоснуйте.
-  Почему на первых этапах освоения асан (пранаям) всё внимание необходимо сосре-дотачивать на правилах выполнения асаны (пранаямы) и собственных ощущениях?
-    Какие правила безопасности при выполнении данной асаны (пранаямы) вам известны?

Вопросы для размышления:

-    Как переводится слово «Парватасана» и словосочетание «Адхо Мукха Шванасана»? Каково назначение асаны? Какой перевод, с вашей точки зрения, наиболее соответствует духу асаны?
-    При каких условиях асану следует практиковать с осторожностью? Почему?
-    Какая сторона тела более активна в этой асане - передняя или задняя? Как это отра-жается на вашем состоянии после выхода из асаны?
-    Какое воздействие оказывает Парватасана на пояс верхних конечностей?
-    Какие свойства сообщает тазобедренным суставам постоянная практика Парватасаны?
-    Рассмотрите форму асаны в поле тяготения. Какие изменения в системе кровобраще-ния происходят за счёт энергоформы? задержки на вьщохе? Рассмотрите отдельно голову, груд¬ную клетку, органы брюшной полости и малого таза, конечности и всё тело в целом. Какие эффек¬ты будут выражены слабее или отсутствовать при задержке на вдохе?
-    Чем обоснована связка Ашва Санчаласана - Парватасана? Будет ли, симметричная в принципе, Парватанасана симметричной по сути в этой связке?

см. методика выполнения  Адхо Мукха Шванасаны по Б.К.С.Айенгару


Советуем посмотреть

Йогатерапия при отечности ног

Скоро лето – время повышенной физической активности, поэтому особенно обидно, когда ноги отекают и быстро устают. Регулярная практика асан помогает справиться с отечностью, и перевернутые позы здесь будут особенно эффективны.

Причины болезней по Гуру Ар Сантэму

В данном разделе приводится информация из методического пособия, предназначенного для целителей и продвинутых учеников школы Гуру Ар Сантэма. Знание материалов, изложенных в данном пособии, открывает психические (или духовные) причины многих заболеваний и методы их устранения, что накладывает определенную ответственность на получающего эти знания. 
  

 

Необычные способности

Во всех предыдущих главах так или иначе были вкратце затронуты различные практические аспекты восьмиступенной Раджа‑йоги Патанджали. Осталась одна, хотя и побочная, но достаточно фундаментальная тема, о которой до сих пор не говорилось впрямую. Это тема паранормальных способностей, «вибхути» или «сиддхи», с которыми так или иначе приходится сталкиваться тем, кто посвятил себя йоге всерьёз и надолго. Выводы, которые автор предлагает в этой главе, могут показаться рискованными, однако они сделаны с неизбежностью, поскольку к этому привёл многолетний личный опыт, изучение всей доступной литературы, а также множество встреч с энтузиастами йоги и длительное знакомство с их практикой, жизнью и судьбой.

Предлагаемые гипотезы — лишь попытка объяснить то, что имеет место в действительности. Это не окончательная истина, снисходительно сброшенная смертным с барского плеча махатмами Шамбалы или навеянная ожившими духами запорожских казаков, но попытка суммирования множественных проявлений маловероятных и, следовательно, необычайных событий, которые с какого‑то момента неизбежно проявляются в жизни тех, у кого йога стала неотъемлемой её частью, не укладываясь в какие‑либо рамки обыденных представлений.

Я отдаю себе отчёт в том, что всё так или иначе затрагиваемое в данной главе, относится к разряду фактов, существовавших задолго до моего рождения и двадцатого века как такового. Поэтому заглянуть за горизонт обыденности можно лишь опираясь на личный опыт, а также запредельное в жизни и судьбе тех, кто жил до нас. И, само собой, главенствующие позиции в таком списке занимают учителя йоги и великие мистики всех времён и народов, от Патанджали и Мейстера Экхарта до Сатьянанды и дона Хуана Матуса.

Эта глава предоставляет читателю всё, что до сегодняшнего дня мне удалось осмыслить в рамках данной темы, и в который раз повторяю: «Не стреляйте в пианиста...»

Итак, сиддхи, или необычные способности восприятия и действия. Вачаспати Мишра, представитель третьего поколения исследователей «Сутры» Патанджали, комментирует своего предшественника Вьясу следующим образом: «Самьяма есть совокупность методов работы с сознанием, включающая концентрацию, дхьяну и сосредоточение. Эти три суть средства реализации паранормальных способностей»  («К.Й.», с.231, комм.61). 

Священный звук ОМ

аумСвященный слог ОМ ( он же АУМ, он же СОХАМ ) означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания.
Слог Ом — первоначальный звук, творящий Вселенную. Символ бесконечности духа, Священного в мире и человеке. Знаменует победу над Хаосом. Помогает установить связь со своей глубинной сущностью.