Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.
Асана входит в комплекс Сурья Намаскар Другое название асаны - Парватасана (поза горы)
Термин «adho»= «adhas» означает «вниз», поэтому это «поза собаки с мордой вниз».
Поза напоминает потягивающуюся собаку, головой и передними лапами вниз.
Назначение:
Асана готовит тело к выполнению:
- асан, в которых есть прогибы туловища назад;
- перевёрнутых поз.
Противопоказания: отсутствуют.
Исходное положение: Ашва Санчаланасана.
Правила выполнения:
С выдохом перенести вес тела на руки и одновременно, поднимая ягодицы вверх, отодвинуть левую ногу (женщины, наоборот, - правую) назад, поставив её носок рядом с правым.
Голову опустить между руками, так чтобы она, руки и спина находились в одной плоскости, а всё тело и пол образовали правильный треугольник.
В позе находиться на задержке дыхания после выдоха, ноги в коленях не сгибать, пятки стоят на полу.
Вдох, выдох и задержка равны между собой по продолжительности.
При выполнении в акомплексе Сурья Намаскар, не вдыхая, изогнув тело в «зигзаг», опуститься на пол в следующую позу - Аштанга Намаскара.
Усложнённый вариант выполнения упражнения и полная форма выполнения.
Аналогичен вышеописанному, плюс: Сжать мышцы промежности (муладхара-бандха), живот втянуть (уддияна-бандха), подбородок прижать к груди (джаландхара-бандха), взгляд мысленно обратить на пуп.
Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности.
Ключом к правильному положению тела являются:
Асана является симметричной, и необходимо следить за симметричным распределением нагрузки при её выполнении. На начальном этапе особенно важно следить за тем, какие мышцы растянуты, какие сжаты, какие мышцы напряжены, какие расслаблены, а также какие мышцы можно расслабить, не внося изменений в саму энергоформу асаны.
При выполнении позы на продвинутом этапе одним из вариантов энергетической работы может быть установление связи между точками центров ладоней и стоп между собой, а также вершиной крестца (энергетическая пирамида).
Концентрация внимания при выполнении упражнения:
На правилах выполнения упражнения.
На внутренних ощущениях.
На растянутых, сжатых (напряжённых) и расслабленных мышцах, а также на мыш-цах, которые можно расслабить, не меняя ключа (энергоформы) асаны.
На произнесении мантр.
На ОПчСС и ОЩЖ.
Физиологический эффект:
- Укрепляет ноги, плечи.
- Интенсивно растягивает задние мышцы ног.
- Укрепляет мышцы брюшного пресса.
- Тонизирует органы пищеварения.
- Даёт отдых центральной нервной системе.
- Усиливает мозговое кровообращение и деятельность мозга, обновляет мозговые клетки.
- Укрепляет лодыжки и придаёт ногам красивую форму.
- Снимает тугоподвижность в области лопаток.
- Замедляет серцебиение.
Энергетический эффект:
- Заряжает тело энергией.
- Снимает усталость и возвращает утраченную энергию.
Психический эффект:
Даёт ощущение бодрости.
Снимает умственную усталость.
Терапевтический эффект:
Способствует размягчению солевых шпор, снимает боль и скованность в пятках.
Помогает при артрите плечевых суставов.
Способствует лечению гипертонии.
У спринтеров развивает быстроту и лёгкость в ногах, снимает усталость после интенсивной тренировки.
Выполнение упражнения для совершенствования,
Произнесение мантры комплекса:
Вопросы для самоконтроля:
Стандартные вопросы к выполнению асан и пранаям:
- Опишите правильное положение тела перед выполнением входа в асану.
- Опишите этапы входа в асану и правильное положение тела в асане.
- Опишите выход из асаны.
- Каким образом необходимо дышать при входе в асану, на статическом этапе выпол-нения асаны и на выходе из неё? Ответ обоснуйте.
- Почему на первых этапах освоения асан (пранаям) всё внимание необходимо сосре-дотачивать на правилах выполнения асаны (пранаямы) и собственных ощущениях?
- Какие правила безопасности при выполнении данной асаны (пранаямы) вам известны?
Вопросы для размышления:
- Как переводится слово «Парватасана» и словосочетание «Адхо Мукха Шванасана»? Каково назначение асаны? Какой перевод, с вашей точки зрения, наиболее соответствует духу асаны?
- При каких условиях асану следует практиковать с осторожностью? Почему?
- Какая сторона тела более активна в этой асане - передняя или задняя? Как это отра-жается на вашем состоянии после выхода из асаны?
- Какое воздействие оказывает Парватасана на пояс верхних конечностей?
- Какие свойства сообщает тазобедренным суставам постоянная практика Парватасаны?
- Рассмотрите форму асаны в поле тяготения. Какие изменения в системе кровобраще-ния происходят за счёт энергоформы? задержки на вьщохе? Рассмотрите отдельно голову, груд¬ную клетку, органы брюшной полости и малого таза, конечности и всё тело в целом. Какие эффек¬ты будут выражены слабее или отсутствовать при задержке на вдохе?
- Чем обоснована связка Ашва Санчаласана - Парватасана? Будет ли, симметричная в принципе, Парватанасана симметричной по сути в этой связке?
см. методика выполнения Адхо Мукха Шванасаны по Б.К.С.Айенгару
Скоро лето – время повышенной физической активности, поэтому особенно обидно, когда ноги отекают и быстро устают. Регулярная практика асан помогает справиться с отечностью, и перевернутые позы здесь будут особенно эффективны.
В данном разделе приводится информация из методического пособия, предназначенного для целителей и продвинутых учеников школы Гуру Ар Сантэма. Знание материалов, изложенных в данном пособии, открывает психические (или духовные) причины многих заболеваний и методы их устранения, что накладывает определенную ответственность на получающего эти знания. | |
Во всех предыдущих главах так или иначе были вкратце затронуты различные практические аспекты восьмиступенной Раджа‑йоги Патанджали. Осталась одна, хотя и побочная, но достаточно фундаментальная тема, о которой до сих пор не говорилось впрямую. Это тема паранормальных способностей, «вибхути» или «сиддхи», с которыми так или иначе приходится сталкиваться тем, кто посвятил себя йоге всерьёз и надолго. Выводы, которые автор предлагает в этой главе, могут показаться рискованными, однако они сделаны с неизбежностью, поскольку к этому привёл многолетний личный опыт, изучение всей доступной литературы, а также множество встреч с энтузиастами йоги и длительное знакомство с их практикой, жизнью и судьбой. Предлагаемые гипотезы — лишь попытка объяснить то, что имеет место в действительности. Это не окончательная истина, снисходительно сброшенная смертным с барского плеча махатмами Шамбалы или навеянная ожившими духами запорожских казаков, но попытка суммирования множественных проявлений маловероятных и, следовательно, необычайных событий, которые с какого‑то момента неизбежно проявляются в жизни тех, у кого йога стала неотъемлемой её частью, не укладываясь в какие‑либо рамки обыденных представлений. Я отдаю себе отчёт в том, что всё так или иначе затрагиваемое в данной главе, относится к разряду фактов, существовавших задолго до моего рождения и двадцатого века как такового. Поэтому заглянуть за горизонт обыденности можно лишь опираясь на личный опыт, а также запредельное в жизни и судьбе тех, кто жил до нас. И, само собой, главенствующие позиции в таком списке занимают учителя йоги и великие мистики всех времён и народов, от Патанджали и Мейстера Экхарта до Сатьянанды и дона Хуана Матуса. Эта глава предоставляет читателю всё, что до сегодняшнего дня мне удалось осмыслить в рамках данной темы, и в который раз повторяю: «Не стреляйте в пианиста...» Итак, сиддхи, или необычные способности восприятия и действия. Вачаспати Мишра, представитель третьего поколения исследователей «Сутры» Патанджали, комментирует своего предшественника Вьясу следующим образом: «Самьяма есть совокупность методов работы с сознанием, включающая концентрацию, дхьяну и сосредоточение. Эти три суть средства реализации паранормальных способностей» («К.Й.», с.231, комм.61). |
Священный слог ОМ ( он же АУМ, он же СОХАМ ) означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания. Слог Ом — первоначальный звук, творящий Вселенную. Символ бесконечности духа, Священного в мире и человеке. Знаменует победу над Хаосом. Помогает установить связь со своей глубинной сущностью. |