Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

М. Константинов. Развитие осознанности как основной метод йоги

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Литература > Статьи > М. Константинов. Развитие осознанности как основной метод йоги

Михаил КонстантиновВопрос из зала: в чем вы видите основную цель вашей практики на настоящий момент?
Андрей Сидерский: Я вижу ее расширении и накоплении упорядоченного осознания
(конференция в рамках фестиваля «Нью-эдж»в Москве, год примерно 2004, цитата по памяти) 

Буквально недавно в узко-професссиональных кругах йоготерапевтов, с выносом на всеобщее обозрение людей, зачастую к теме отношения никакого не имеющих, был поднят вопрос с рабочим названием «Йогатерапия и духовность», который вызвал довольно оживленные дискуссии, причем одновременно на нескольких площадках.
Сразу оговорюсь, что считаю глубокое рассмотрение таких вопросов на широкой публике делом неправильным, и, более того, даже вредным. Это чем-то напоминает мне совещание паталогоанатомов, напрямую транслируемое в палату их будущих клиентов. С периодическим предложением клиентам присоединиться к той или иной декларируемой методике препарирования В этике советской медицины, деонтологии, было принято до последнего обнадеживать безнадежного больного (сорри за тавтологию) шансами на выздоровление, зачастую при всяком отсутствии реального лечения или даже возможности такового по причине отсутствия аппаратуры, лекарств и пр.
В традиции западной же медицины было принято, наоборот, резать правду-матку больному в лицо и это считалось нормой поведения. Скрывать от больного что-либо нехорошо, ибо каждый человек волен принимать сам за себя итоговое решение – как и зачем жить и умирать.
Но, тема поднята и теперь уже не сказать ничего было бы неверным.
Суть спора, возникшего после выхода статей Дмитрия Демина и Юлии Синявской сводилась примерно к этому. А, действительно, стоит ли пришедшему к йогатерапевту больному, который жалуется на то, что ему стало тяжело ходить, напрямую сказать, что ему следует меньше жрать, вообще не пить и срочно заняться изматывающими (в его, больного, понятии) упражнениями? И уж тем более заговаривать с ним о какой-то там духовности, которая дело сугубо интимное? Я утрирую, но тем не менее…
Некоторые апологеты псевдо-тантры в свое время возвысили секс до уровня духовности (после чего, забыв про духовность, стали активно заниматься со всеми подряд сексом ). Теперь я вижу другую крайность – духовность принизили до уровня порнографии – все ее смотрели, но говорить об этом неприлично и напоминать в любой форме о ней неудобно.
Неудобно сказать человеку, чтобы он не бросал мусор где попало, (а особенно внутрь себя ), неудобно обратить внимание на то, что не надо есть трупнину и пить алкоголь, неприлично обращать внимание на чрезмерный вес или полный абзац с базовыми характеристиками внимания, сознания и пр. Клиента надо холить и лелеять! И расслаблять, расслаблять, расслаблять…(Как там было у незабвенных Стругацких, когда доктор Будах диагностировал пальпированием больного подагрой короля? –Ты чего хватаешься-то, - завопил король, - больно же! Взялся лечить – так лечи, и нечего хвататься!).
Наиболее непримиримо выступила любимая ученица товарища Бойко, несравненная Марианна, в своем ЖЖ с текстом «Вперед, Бодхисаттва». 
Дальше я попробую, используя вытащенный из забытия ей же метод, ответить на некоторые положения, написанные Марианной в ответ на тексты Демина-Синявской.

"Среди моих коллег-йогатерапевтов в последнее время звучат призывы: дескать, не забывайте, наша задача - не просто людям здоровье восстанавливать, но еще их
духовно развивать. Очень верное напоминание, я считаю. Читаешь и проникаешься чувствомсобственной важности ответственности. Потому что если не ты - то кто же? Кто еще наставит эти бедные заблудшие души на путь истинный? Их жизнь уныла и бессмысленна, наполнена Марининой, Домом-2 и психосоматическими заболеваниями.

Но им повезло - они попали к нам! Именно мы теперь несем ответственность за их духовное развитие. Трудно? Да. Но если ты боишься трудностей, займись чем-нибудь попроще, а йогатерапию оставь другим, высокоразвитым личностям."

Марианна искусно передергивает в удобную для себя форму посыл текстов Демина-Синявской.
Видимо, пользуясь наукой своего уважаемого учителя, Виктора Бойко. (Которого я совершенно не уважаю, ибо он поимел наглость в своих книгах резко неуважительно отнестись к моим учителям. Которых, кстати, знает и уважает весь мир, в отличие от него, самопального йога. Прошу заметить, что она просила не трогать его светлое имя в ее пространстве, я внял. Но в своем пространстве, извините, позволить себе этого не могу.)
Так вот.
Не говорилось, что пришедших к тебе за помощью больных «надо духовно развивать». Говорилось о том, чтобы, прописывая им клистиры, (сорри, басти), асаны и прогулки на свежем воздухе, мягко напомнить, что есть такая штука – Дух – и, если о нем забывать, все врачи мира не помогут исцелиться. И, если пациенту это не понравиться – это его проблема, а не ошибка возомнившего о себе йогатерапевта.
И мы несем ответственность не за духовное развитие пациента, нро несем за правильное выполнение своей дхармы, и раз человек дошел до тебя, то (естественно в соответствующих рамках, ровно столько, сколько он может унести) надо ему сказать пару слов правды, которые он уже не ждал в принципе услышать в этом мире лжи и лицимерия 
Хочется, сказать чуть больше, выходя за рамки поднятой темы. Современное плачевное, не побоюсь этого слова, состояние развития йоги как на Западе, так уже и у нас, с креном в попсу, гламур и просто бизнес, обязано в том числе и этой позиции лицемерия и компромисса многих и многих «преподавателей от йоги»…

"Попадаются еще, правда, отдельные несознательные граждане, которые не хотят духовно расти. Мы пришли к вам спину лечить, говорят они нам, а не медитировать. Наивные, не понимают, что в йоге применяется системный подход. И если у тебя болит спина - это потому, что ты ведешь себя неправильно.
Я думаю, таких граждан надо фиксировать йоговскими ремнями и врубать им Ом Намах Шивайа в исполнении Кришны Даса на полную громкость - пусть пропитываются духовностью. А как еще?"

Как еще? Ну, можно заставить слушать их речи Патриарха Всея Руси, Равноапостольного Кирилла Тогда, можить, быстрее поправятся. Или преставятся. Что равнозначно с неких высоких колоколен…
Тут приведу краткую цитату не йогина, но отвратного и развратного матерщинника, (и даже мясоеда) А.Лебедева, но слова которого иногда поразительно ближе йоге, чем расслабленные мурлыкания бойкианцев и йогатусовщиков на пляжах и вечеринках. Почему так – это другая тема, на которую мы поговорим как-нибудь в другое время…
- Как мотивировать себя что-то делать?
- Да никак, оставайтесь в жопе!

"Тема оказалась животрепещущей. :)) Хотела пошутить, не вышло. Пришлось серьезно отвечать за базар. Вынесу в тему несколько комментариев, чтобы прояснить свою позицию.

Я не выступаю против духовности как таковой. Это было бы странно. Я против:
- подмены понятий;
- ханжества;
- навязывания своего мнения другим;
- непрофессионализма."

Отвечать за базар? Велкам!
Где авторы статей подменили понятия, я как-то не заметил? Или кто еще подменил и где?
В чем проявилось их ханжество? Врут про духовность, им плевать, это такой маркетинг для улучшения продаж, а сами греховодники ни разу ни каившиеся?
Кому это они навязывают свое мнение и как вообще можно в нынешнее время навязать свое мнение, если оппонент не твой подследственный и если ты не владеешь кнопкой первого и прочих главных. каналов зомбоящика?
С непрофессионализмом вообще особая тема. Кто именно из участников произошедшей дискуссии может обвинять других в непрофессионализме и на каком основании? В области традиционной медицины там сего один дипломированный врач – Артем Фролов, других нет. А в области йоги… кто же там у нас больший профессионал и кто меньший? Марианна берет на себя так много, что не унести…

"Против того, чтобы решать за человека, что ему нужно. Против того, чтобы ставить себя выше человека, который пришел к тебе за помощью. Человек этот по определению находится в уязвимой позиции, и самоутверждаться за его счет - безответственно. "

Если человек пришел к тебе за помощью, значит он априори считает тебя более компетентным в вопросах, по которым обращается. Значит, в данной классификации, йогатерапевт выше пациента (хотя это классификация марианнины, в статьях о выше-ниже нет ни слова). И, если человек пришел за помощью, то значит, сам он решить свои проблемы не в состоянии и придется в какой-то степени (в какой – отдельная тема) решать за него. Иначе на фига вы вообще ему нужны, если он не способен ничего решить и вы тоже не способны?
При чем здесь самоутверждение – вообще непонятно, так можно практически любое действие подвести под самоутверждение.

"Я против самонадеянности. Только недалекий человек может рассчитывать, что несколько его мудрых советов могут изменить жизнь другого человека. Посоветуйте невротику расслабиться и не нервничать, алкоголику -бросить пить, а тревожной личности - больше доверять людям, и получите стулом по морде."

Несколько мудрых советов МОГУТ сдвинуть человека с мертвой точки! Могут подтолкнуть его к изменениям. Не обязательно, но могут. Дорога в тысячу ли, начинается, Марианна, с одного шага, вы это безусловно знаете! А что, несколько слов о духовности могут вызвать у вашего гипотетического пациента рвотный рефлекс? Ничо, кунджала крийя полезна для здоровья, вот он и начал уже принимать процедуры Как говорится, делай что должен, а там – будь что будет!
И ваше притворное (неужели неосознанно притворное?) удивление навеивает мысль, что именно на недалеких людей оно и рассчитано, ибо вы то сами далеко не глупы…

"Против того, чтобы психические проблемы смешивали с духовными. Духовность - высшая мораль, нечто, выходящее за интересы личности. А зачастую - противоречащее этим интересам, в том числе физическому и душевному здоровью. Совесть. Сверх-Я, если следовать психоанализу. А противоречие между Ид и Сверх-Я в той же концепции - основная причина конфликта, как известно. Поэтому делать человека с психической проблемой более духовным - лишь взращивать внутренний конфликт. Что прямо противоречит нашей задаче, как терапевтов. "

Разрывать психические проблемы с духовными и решать первые даже без касания вторых, - помогать человеку еще дальше запутаться в сансаре, уж извините за пафос. Если человек докатился до жизни такой, то ему надо хотя бы мягко намекнуть – почему. А не облегчить ему возможность продолжать безболезненно (терапия, блин) катиться дальше, вы не находите?
Не заставлять, не «духовно развивать», а мягко подталкивать. А лечить изо всех сил геморрой, будучи в курсе, что за ним все равно последует язва, грыжа и т.п. и утешать пациента, что все будет хорошо, да кто вы такой, чтобы учить его и пр. – вот это и есть в высшей степени непрофессионализм и установление себя выше!!!

"Высокоразвитому духу на тело наплевать, в общем-то."

А с чего вы это взяли, Марианна? Вам это кто-то сказал или вы много общались с разными высокоразвитыми духами? Насколько высокоразвитыми? 

"Длительные посты, воздержание, аскеза и многочасовые медитации телу на пользу не идут. Иначе все духовные подвижники были бы людьми железного здоровья. Что, мягко говоря, не так."

Все упоминаемые вами выше со знанием дела техники есть отрывки варианта пути к высокоразвитому духу, и то не во всех традициях. Высокоразвитый дух, Марианна, не постится, не воздерживается и, в вашем понимании, многочасово не медитирует. Ему этого уже не надобно. Есть такой текстик о неких высокоразвитых духах, называется «Авадхута Гита», перечитайте на досуге Или, например, из другой традиции, «Чжуан цзы», тоже очень рекомендую. А то у вас какое-то однобокое представление о высокоразвитых духах, притом подспудно скрываемо -пренебрежительное. 

"Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, как жили и как умерли Рамакришна, Вивекананда, Йогананда и другие известные учителя современности". 

Хорошо жили, Марианна и умерли как надо. Или вы – мерило того, сколько кому и как надо жить, особенно высокоразвитым духам? Как вы говорите – самонадеенность, да? Неудивительно, ведь ваш учитель раскритиковал в пух и прах ВСЕХ учитилей современности, от мистиков до «тантриков», от «физкультурников» до «медитаторов» и вывел единственно правильную формулу йоги, которой вы успешно и пользуетесь. Как вы говорите, навязывание своего мнения другим?

"Развивая духовность, нужно учитывать, что никаких бонусов в обычной жизни она не несет. Ни здоровья, ни богатства, ни какого-то особого благополучия высокодуховной личности не полагается. При чем тут терапия вообще? И зачем кого-то туда тащить против воли?"

Больше всего я опасаюсь, Марианна, что кто-либо начнет заниматься оценкой и распределением, что полагается высокодуховным личностям, а что нет. (Назначат министра соответствующего, а он вас вдруг позовет в консультанты ) Тем более, что такие попытки всегда предпринимались, еще с древних времен. Кем полагается, Марианна, уж не вами ли??? И еще. Человек, который развивает духовность и уж тем более хотя бы немного ее развил – УЧЕТОМ не занимается. С Господом товарно-денежные отношения, купля-продажа и торговля не приемлимы. Духовность несет в себе высшее благополучие, при котором упомянутые бонусы выглядят смехотворными. Есть такая доступная всем на русском языке книжка. Потоньше, конечно, «Искусства коммуникации», но тоже неплохая. Называется Катха Упанишада. Там тема бонусов полноценно и всесторонне раскрыта. Рекомендую.

"P.S. Из народного фольклора.
- Мы с тобой душевно богаты!
- Опять ты все путаешь. Мы духовно богаты. А душевно мы больны."

Современная психология, находясь на службе власть придержащих, и пытаясь оправдать потребности и запросы текущего состояния социума, занимается поддержанием адекватность членов этого самого общества существующим в нем установкам нормальности, правильности и т.д. Абсолютно никакой заботы о действительном развитии, совершенствовании и так называемом счастье отдельного человека она не выказывает. Если, конечно, не понимать под развитием получение очередного разряда по машинному доению и не путать счастье с довольством от покупки нового телевизора с еще большим экраном и квасного патриотизма. Человек, «душевно здоровый», но без мотивации духовного развития, а с мотивацией лишь «бонусов в обычной жизни» - это асур, полагаю, этот термин вам тоже знаком. Или дебил, чисто в медицинском понимании Ваш текст – прямой призыв умножать количество этих замечательных сущностей и помогать им, если они вдруг чем-то заболели ни-ни изменить их статус – сами разберутся.
Я, прошу меня извинить присутствующих, - не йогатерапевт, и взялся за этот текст лишь потому, что в нем затронута тема духовности. В традиции индийской аюрведы было исследовать все слои человеческой личности, в том числе и духовный план. В традиции йоги, несмотря на ее технологичность и не сразу заметную утилитарность, духовность на первом месте, мне про это говорили все мои учителя и у меня нет основания им не верить, а, наоборот, есть опыт, это подтверждающий…

Что еще интересно. Вы заявляете очень интересную мысль.

"Знаете, вот я уже 8 лет занятия веду. И каждый раз убеждаюсь, что посадить человека на шпагат в 100 раз проще, чем понять те простейшие установки, которые предлагает Бойко, и которые все можно уместить на одной странице. Потому что принять их - значит изменить привычные способы поведения, привычный взгляд на себя. У людей годы на это уходят. 
А люди, которые заявляют о системе ВСБ как о чем-то простом и подходящем для больных или тех, кто только входит в йогу - системы этой попросту не поняли, и в соответствии с ней заниматься не умеют."

Вот ведь как! А как же сам Бойко, не занимаясь сколько-нибудь серьезно долго НИ В ОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ школе, разобрался во всех них и смешал все их с грязью?
Бойкианцы и иже с ними пытаются представить, например, любимую мною аштанга йогу экстремальной методикой посадки в шпагат молодых и здоровых и экспресс-убивание старых и больных. А, знаете ли, она совсем ни о том… 
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАЯВЛЯЮТ О АВЙ КАК О ЧЕМ-ТО ЭКСТРЕМАЛЬНОМ И ТРАВМООПАСНОМ – СИСТЕМЫ ЭТОЙ ПОПРОСТУ НЕ ПОНЯЛИ, И В СООТВЕТСТВИИ С НЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ НЕ УМЕЮТ 
Хотя в целом не смешно, а грустно…
Кстати, на всякий случай хочу отметить, что Демина и Синявскую трудно отнести к апологетам той же аштанги, скорее, наоборот, а меня к их восторженным почитателям. Однако такая штука, как сатья велит признать любое слово правды, от кого бы оно не исходило и отвергнуть ложь, сказанную даже самыми близкими тебе людьми ( в связи с этим, честно говоря, меня удивило «неоднозначное» отношение некоторых моих коллег к поистине однозначной в своей одиозности бойкойоге).
Возвращаясь к теме, вынесенной в заголовок статьи, я считаю, что вопросы, поднятые Деминым и Синявской подняты исключительно своевременно, во времена, когда йоге обучает кто попало и где попало, когда ту же йогатерапию сводят к ряду просто процедур, как бы они не назывались – по-индийски, по-китайски или на ином языке, а говорить о духовности, нет, не о духовности, об азах оной, которым должны учить в детском саду, просто неприлично и страшно в опасении потерять клиента…

P.S. А священную мантру «Ом Намах Шивайя» не надо ставить абсолютно никому насильно, Но, если в моем доме звучит мантра моей души и кто-то пришел ко мне лечиться или за помощью, я не начну ему помощь с того, что включу «Ласковый май» или Михаила Круга, лишь бы ему комфортнее было…
Но а об осознанности как главном методе йоги мы еще поговорим...
Продолжение следует…..


Советуем посмотреть

Интервью с Михаилом Барановым

В этом увлекательном интервью Михаил поделился информацией об эффективности йога-терапии, влиянии пранаям и прана-вьяям, о своем видении, каким должен быть профессиональный преподаватель йоги, о творчестве и хороших книгах. Также вы найдете тут несколько забавных случаев из жизни и практики йога. 
Как ты пришел в йогу? ...

Авторитеты и персоналии

Известные йоги пролшого и современности

Ангельская работа

Используйте все возможности, которые дарит вам Бог, и тогда вашему ангелу не придется прибегать к крайним мерам!

Йога терапия при пяточной шпоре

Йога терапия при пяточной шпоре способна полностью снять болевые ощущения и, самое главное, устранить очаг воспаления. Это проверено мной на собственном опыте и подтверждается результатами занятий других инструкторов йоги.  (А. Раев)