Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Об идеальной геометрии асан

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и жизнь > Об идеальной геометрии асан

Об идеальной геометрии асан

Геометрия асан: когда не нужна отстройка позы по зеркалу

Человеческий ум — мощный инструмент, способный на многое — но не совершенный, иначе незачем было бы делать йогу. Ум хочет все контролировать, а для этого стремится все каталогизировать, для чего сравнивает новую информацию со старой и уже «изученной», при этом упрощая окружающую действительность: ведь так легче «обработать» действительность! Это рождает иллюзию «понятности» и логичности происходящего, без которой, пожалуй, многие люди впали бы в глубокую депрессию. Это свойство важно для выживания в дикой природе. Но оно может быть также и опасным, если ситуация достаточно сложная, и требует полного участия интеллекта: тут поверхностное чувство защищенности никак не на руку. Поэтому детективов учат быть любопытными, шпионов — внимательными, а йогам надо учиться не «округлять» новую информацию до понятной, как бы «подгоняя ответ» (как это делают двоечники в школе). Я говорю не столько о «жизни», сколько об асанах.

Гармония тела не вписывается в геометрические фигуры — и далеко не каждый обладает пропорциями «идеального человека» Микеланджело, так же как ни один йог не способен сложиться в идеально ровный «Треугольник» (Триконасану) или «Посох» (Дандасану, «планку»). Березки тоже ровные бывают только на мебельной фабрике, не говоря уже о положении позвоночника и тела во всем известной Сарвангасане. Да и вообще, стоит ли заботиться о «прямизне» линий?

Откуда вообще взялась эта идея? Когда нужны «ровные» линии?

  • Когда вы отстраиваете вертикаль позвоночника, особенно если это ассиметричная поза с согнутыми конечностями. Чем более ровной будет вертикальная «прямая», которая держит вес вашего тела, например, в Вирабхадрасанах, Триконасанах, Ардха Матсьендрасане и др. — тем легче и физиологичнее будет удержание асаны. То есть, изящный прогиб поясницы тут неуместен.
  • Когда несущие вес тела колени согнуты под прямым углом — то есть, «нагруженное» колено дожно стоять над пяткой: это актуально в основном для Вирабхардасан и вариаций Триконасаны, Паривритта Парсваконасаны и т.п. Это не абсолютное правило, т.к., например, в Ашвасанчаланасане («Позе всадника»), которую мы делаем по 4 раза в каждом круге Сурья-намаскара, колено согнуто под острым углом, и вынесено за ступню. Т.к. удержание позы недолгое, это не несет разрушительного эффекта и даже не вызывает дискомфорта.
  • Когда вы отстраиваете перевернутую позу, позвоночник должен быть разумно ровным. Особенно часто приходится убирать у начинающих прогиб («провал», «перелом») в пояснице, чреватый травмированием позвонков и создающий энергетические «грыжы» ниже точки «перелома».
  • В силовых стойках: Дандасана («Поза посоха»), Бака Дхьянасана («Поза терпеливого аиста») — спина должна быть по возможности ровной. Мы вытягиваем ее — но тут надо учесть, что если вытяжение станет основной «работой» в позе, то эта позиция уже не комфортна, а значит, не рабоатет на полную мощность. Любая дискомфортная асана — преждевременна.
  • В позах, подразумевающих рассабление и «складывание» в области таза, спина тоже должна быть разумно прямой: Бхунаманасана («Приветствие Матери-земле»), Пасчимоттанасана («Поза вытяжения спины»), Падахастасана («Пона захвата ладонями ступней»). Здесь вытяжение должно быть совсем минимальным, иначе напряжения не миновать. Не гонитесь за внешней «красивостью» позы, «растите» постепенно.

Итак, мы видим — не так уж и много асан, в которых надо «тянуться в струнку». Мнимая необходимость выравнивать позы йоги «по линиям» — это, пожалуй, одна из самых удивительных «городских легенд» нашего времени. Очевидно, что она порождена спортивно-поверхностным взглядом на йогу и путем получения знаний по йоге «лети, листок, через Запад на Восток»: из Индии — экспортом в США и перевод на английский, а уже оттуда в Россию, перевод на русский — который у нас преобладает до сих пор.

всегда ли нужно добиваться идеальной формы асан

Если даже поверхностно ознакомиться с человеческой анатомией (в т.ч. строением позвоночника), станет ясно, что о «прямизне» речь вообще не идет — для здоровья, наоборот, нужна «правильная» кривизна! Зачем же тогда многие преподаватели йоги (и современные книжки, написанные чаще всего не просветлеными людьми) требуют от новоиспеченных адептов йоги «выпрямить спину, шею и голову» на одну линию? Что это: коан, дзенский вопрос, наподобие «хлопка одной ладони», который должен поставить студента в тупик? Или проверка на внимательность, своего рода удар «дзенской палки» по плечу?

Внимательность к словам и их смыслу, пожалуй, никогда не повредит. Поэтому на практике слова преподавателя о необходимости удерживать в асане «прямую спину» призваны лишь на помнить о необходимости вытяжения по лини позвоночника (как мы поняли, никогда не «прямой»!). Вытяжение создает благоприятные условия для протекания энергии вдоль позвоночника (и крови — по парным артериям и венам, что тоже важно). Безусловно, в некоторых асанах вытяжение необходимо и полезно, но вот еще одна сложность: далеко не всегда оно выполняется на фоне «прямой» спины! Взять хотя бы ту же Пасчимоттанасану («Позу вытяжения спины»), где минимальное вытяжение спины должно быть, а вот спина будет визуально прямой только после многолетних тренировок (или если вы — бывшая балерина). В «Наман Пранамасане», скажем, принято немного опускать голову — как будто приветствуя Мастера. Это создает натяжение в области затылка, что благоприятно для кровоснабжения мозга и энергетически включает «верхнюю помпу», которая «тянет» энергию в голову (в верхние чакры). Если для многих чакральная система — какой-то невероятный миф, то с системой кровоснабжения знакомы все. Логика построения тела в асанах «по линейке» противоречит принципам работы обоих систем.

Но, как известно, «заставь дурака молиться — лоб себе разобьет», и многие практикующие всерьез комплексуют по поводу того, что — судя по зеркалу — их тело никак не желает выстраиваться в прямые линии и фигуры, которые рисует ум, введенный в заблуждение. А недальновидные преподаватели, где-то вычитав или услышав (а то и «своим умом дойдя», видимо) задачу установления «прямизны» той или иной асаны, упорно пытаются затолкнуть своих подопечных в это прокрустово ложе.

Во многих позах йоги важна симметрия. В других — асимметрия. В некоторых асанах надо вытягивать спину («держать прямой»), в других же — максимально расслабить ее. В остальных не важно ни то, ни другое, а приходится работать с внутренним миром — ощущениями тела, дыхания, состоянием сознания в разных положениях тела. И эти нюансы нельзя обойти стороной по дороге йоги. Сложности и тонкости — это не повод отчаиваться, и разводить руками: «ну, совсем непонятно стало — как же теперь делать»? С опытом, если не слишком гнаться за внешней формой асаны с самого начала, придет чувствительность к тонким процессам. Поэтому из отечественных школ энергетически наиболее «правильной» оказывается школа В. Бойко, где геометрической правильности асан внимания почти не уделятся, а важно отсутствие резких ощущения (то есть, доступность, своевременность асаны), а также школы КПП («Корректного Подхода к Позвоночнику»), где во главу угла ставится физиологичность. Если же выстраивать позу по линейке, это, в принципе, реальнол — но будет лишь выглядеть красиво, а «работь» не будет. Хотите от йоги тех удивительных результатов, о котоых заманчиво говорится в древних трактатах? Или вы хотите построить из себя «живой» треугольник или «табуретку на четырех опорах»? Если ответ — первое, то почаще закрывайте глаза в ходе практик. Зеркало — ваш враг, а не друг в йоге.

Когда отстройка асаны по зеркалу не нужна:

  • Когда поза не представляет угрозы для позвоночника;
  • Когда поза вам хорошо знакома и стабильно выполняется правильно;
  • Когда вы занимаетесь 1 на 1 индивидуально (это вообще идеальный вариант для освоения любого направления йоги);
  • И всегда, когда вы хорошо чувствуете свое тело и способны ощущить, в каком положении асана «работает». (Эта способность придет через пару-тройку лет занятий или позднее).

Фактически, отстройка асаны по зеркалу и привычка к визуальной оценке «правильности» позы — главное, что может помешать вам совершить этот качественный скачок: от формы — к содержанию и эффективности. Избавиться от поверхностного перфекционизма (читай: отстройки позы визуально по зеркалу) не просто, но необходимо, если йога для вас — не просто модное времяпрепровождение. Как совершить этот переход? Просто почаще занимайтесь с закрытыми глазами, хотя бы несколько минут, а потом смотрите в зеркало! Вы в ужасе от «неровности» позы? А вот это зря. Если поза «найдена» верно по ощущениям, но не идеально выглядит в зеркале, то важнее... внутреннее содержание, чем форма! Не согласны? Представьте картинку с двумя монахами, которые очень ровно сидят в «Лотосе». Известно, что один из них спит, а другой — в Самадхи. Как решить эту задачу? Перестать оценивать йогу с внешней стороны.

Еще один «гвоздь» в гроб «геометрии»: факт в том, что НЕЛЬЗЯ совершенно ровно встать или сесть ни в какую асану, даже используя зеркало! Это знает любой преподаватель йоги или фитнеса, любой, кто занимался, скажем, танцами. Вы всегда найдете небольшие «изъяны», тело «дышит», двигается, оно не ровно, не геометрично, не статично. А надо ли? Ни для здоровья, ни для красоты, ни для тренировки, ни для выступления — не надо!
Почувствуйте положение своего позвоночника в Шавасане (это поза на расслабление, когда спина на полу); удобно вам будет с ПРЯМЫМ позвоночником? Да что там — просто посмотрите в зеркало, или, как одно время было модно делать в соцсетях — отзеркальте в «Фотошопе» половинку лица с паспортного фото — получится странный человек. Вы без труда можете обнаружить, что даже лицо (пожалуй, самая «правильная» часть тела) не идеально симметрично. Достаточно приглядеться повнимательнее. Мы сделаны совсем не по линейке. Сердце — не такое ровное, как на картинке из детской книжки, оно ассиметрично и «не красиво», зато бьется до ста лет без перебоев. Такой же, а не другой, будет и работающая, «живая» асана.

«Прогиб по дуге», про который много говорят в связи с Бхуджангасаной («Позой кобры»), Дханурасаной («Позой лука»), Чакрасаной («Позой колеса»), на самом деле никогда не имеет место. В «Планке» («Позе посоха» — Дандасане) даже у признанного мастера позвоночник не будет совершенно прямым. В Чин-мудре («Жесте сознания») большой и указательный пальцы никогда не могут образовать правильный круг (если, пардон, кости не раздроблены), про который говорят многие преподаватели. Сарвангасана (Поза стойки на плечах) и Сиршасана (Стойка на голове) никогда и не предполагались как позы, в которых надо выстроить прямую линию от макушки до носков ног, и все советы по такому выполнения — в лучшем случае, «ложь во спасение», не более, чем способ иносказательно объяснить вам, что надо сделать. С тем, чтобы освоив позу «ровно», вы постепенно забыли первоначальные указания и начали делать ее правильно. Получаетася, что «ровно» и «правильно» — никогда не синонимы в йоге.

Если вы считаете, что все сказанное основано лишь на моем личном опыте, или же что только ВАШЕ уже немолодое тело — «несовершенно», а вот где-то там есть «мастера так мастера» с телом Христа работы Микеланджело, которое складывается в геометрические фигуры, посмотрите фильмы Кришнамачарьи и Айенгара, да хотя бы нашего йога-чемпиона и выдающегося преподавателя Сергея Кулыгина. Или вдумайтесь в названия асан: большинство из них (исключая, пожалуй, Чакрасану и Триконасану) напоминают о животном мире, а не холодном царстве геометрических фигур.
Поза не должна быть провисшей, дряблой (тогда она не «включается») — но она должна быть расслабленной и удобной (проводящей энергию, как расслабленная мышца — кровь), а значит — никогда геометрически ровной.

Идеальную позу преподаватели йоги принимают только для съемки на обложку. А студенты — только глядя на преподавателя или в зеркало. Практика йоги — живая, как дерево, а все деревья разные, даже кедры и сосны, которые бывают стройны и прямы.
Выравнивание по зеркалу, счет, подходы, правки со стороны преподавателя — все это «костыли», которые нужны вам только на первых порах. Важнейшей задачей, которая позволяет из «чайника» стать «бывалым», является не «равнение по линейке», а развитие чувствительности. Это значит — не только и не столько ощущать положение тела в пространстве, сколько чувствовать, какое положение тела для ВАС работает именно сейчас, какую пранаяму сегодня надо сделать больше, чем 3 круга, а какую, может быть, вообще пропустить. Ни один учебник, ни один самый звездный и чуткий преподаватель этому не научит. Этому придется научиться самостоятельно.

В один день «работает» (отзывается в теле ощущением комфорта и радости, дыхание — ровное, ум — спокоен) одна форма асаны, в другой день (или даже подход) — другая! Поэтому практикующий постепенно уходит от практики «по зеркалу» и «по книжке» к практике по ощущениям. И то сказать — если ваши ощущения не позволяют выстроить асану без помощи преподавателя и зеркала, или определить, работает ли для вас данная пранаяма или медитация — то признайтесь себе честно, много ли вам дает йога? И вообще, нужна ли она вам? Хороший солдат собирает «Калашников» с завязанными глазами.

Если «копнуть» глубже, то и в «идеальном» мире видений энергий и энергетических структур, в мире медитаций, которые доступны лишь опытным йогам — тоже нет примитивной геометрии. Чакры — вовсе не окружности (как их условно рисуют в учебниках), пранические каналы составляют забавные восьмерки и дуги, а не круги, и так далее. В один день у вас будет получаться держать задержку дольше, чем в другой. В один день медитация происходит, в другой — не получается. Это — нормально, как ассиметричное сердце не по центру груди.

Хатха-йога — не прокрустово ложе, которое призвано улучшить линии вашего тела. Стоит признаться себе, что стремление выровнять тело по зеркалу, чтобы походить на геометрическую фигуру вызвано очень поверхностным пониманием йоги, то есть, по терминологии первоисточников, «невежеством», «незнанием» — авидьей.

Столь же опасны для практики йоги, как стремление «выстраивать» асаны в буквальном смысле — по воображаемой линейке, за неимением более достойных идей — упростительский подход к пранаяме, мудрам, мантра-йоге и медитации.Желание «обрезать под горшок» асаны, а пранаяму считать под метроном — не менее опасная для здоровья и ложная идея, чем изобретательство в практиках. Обратная сторона той же «медали проигравшего» — ценимое на Западе в наши дни «новаторство», «изобретательство» в йоге — опасная ловушка, подстроенная, условно говоря, Неведением в сговоре с Эго, когда человек, не достигший самореализации, а значит еще не «знающий брода», берется переделывать практики «под себя» или под «требования времени» или даже «под ученика»*. Между этих двух крайностей и лежит успех в практике; его, очевидно, заметит и возьмет любопытный и неторопливый.


---* Мы сейчас не говорим о йога-терапии, где «подстраивать» упражения под ученика, использовать пропсы и другие хитрости — жизненная необходимость. Йогатерапия, по сути, скорее медицина, чем йога, она имеет совсем другие цели и, соответсвтенно, методы.

Автор  Алексей Соколовский 


Советуем посмотреть

Исповедь кардио-хирурга: вас обманывали

Главная причина  сердечно-сосудистых заболеваний  - это избыток потребления продуктов с высоким содержанием простых переработанных углеводов (сахар, мука и все изделия из них), а также чрезмерное потребление растительных масел омега-6, таких как соевое, кукурузное и подсолнечное, которые содержатся во многих переработанных продуктах.

Нираламба Сарвангасана

Выполнение вариаций Сарвангасаны стимулирует работу всего тела, что происходит за счет усиления циркуляции крови и избавления от токсинов. Сарвангасана по своему воздействию аналогична тонизирующим препаратам. Она идеально восстанавливает силы после болезни.

Вришчикасана - поза скорпиона

Стойка на предплечьях среднего уровня сложности. 

Противопоказания: 

Эту асану не рекомендуется делать людям, страдающим от высокого давления крови, головокружений, церебрального тромбоза, хронического катара или каких-либо сердечных заболеваний, Вришчикасану можно выполнять лишь тем, кто свободно выполняет все перевернутые позы, не испытывая ни малейших затруднений. 

Михаил Пришвин "Жень-шень" (отрывок)

Михаил Пришвин "Жень-шень" (отрывок) - в этом отрывке  описывается состояние, известное в йоге, как Самадхи