Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Мурчха-кумбхака и Мурчха-пранаяма

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > Мурчха-кумбхака и Мурчха-пранаяма

Мурчха-кумбхака и Мурчха-пранаяма

Мурчха-кумбхака (обморок)

Эта техника дыхания в древних писаниях объясняется весьма завуалированно и закодированно, из-за чего она часто дает повод к двусмысленным толкованиям. Ее выполнение требует основательной подготовки ученика, так как она очень жестко влияет на мозг и органы чувств головы, в особенности, на глаза. Сначала необходимо создать внутричерепное давление, необходимое для возникновения состояния подобного обмороку, для чего садхак должен быть в состоянии удерживать ширшасану (стойку на голове) (стр. 472) не менее десяти минут, в строгом соответствии с представленным в данной книге руководством. (Обратите внимание на то, что разные школы дают разные, зачастую противоположные рекомендации по технике выполнения Ширшасаны, главным образом различаются рекомендуемые точки опоры, при этом предупреждая об опасности для здоровья практикующего при неправильном выполнении асанысм. "Как правильно выполнять Ширшасану"  - примечание редакции сайта)

мурчха кумбхака мурчха кумбхака

7а. Мурчха-кумбхака - подготовительное упражнение в ваджрасане

Для того чтобы ученик смог привыкнуть к сильному воздействию,мурчха-кумбхаки, имеется подготовительное упражнение, благодаря которому весь организм и, в особенности мозг, подготовятся к похожему на обморок воздействию:Исходное положение: опустите колени на пол, ступни и колени несколько расставлены друг от друга так, чтобы можно было удобно сесть между ступнями на пол. Ладони лежат на подошвах стоп, пальцы - на подушечках стоп, возвышения больших пальцев рук - на пятках. Это - вариант ваджрасаны, который используется также при практике йони-мудры (стр. 450).Упражнение: сделайте глубокий выдох и затем методом кузнечных мехов пять раз сильно вдохните и выдохните, после пятого выдоха глубоко вдохните, задержите дыхание, зафиксируйте взгляд в точке между бровями {бхру-мадхья дриш-гпи) и запрокиньте голову как можно сильнее назад {джаландхара-бандха), при этом спина слегка выгибается назад. Затем, насколько возможно, с сильной концентрацией выпячивайте вперед брюшную стенку (удара-бандха), после чего как можно дольше оставайтесь неподвижно в этом положении.На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение от трех до пяти раз.Можно усилить воздействие этого упражнения, выполняя 10-25 раз бха-стрику через рот, с губами, сложенными в форме буквы «О», после чего также, как описано выше, сделать кумбхаку, джаландхара-бандху и удара-бандху.Следует отметить, что этот вариант может выполняться только, если практикующий знаком с возникающим в результате этой практики воздействием, оказываемым на блуждающий нерв и со связанным с этим опустошением ума (сознания).


Воздействие и польза:

благодаря стимуляции блуждающего нерва и растяжению солнечного сплетения, миокарда и сердечного нервного сплетения, эта техника дыхания в 
состоянии замел-лять кровоток мозга до такой степени, что может возникнуть обморочное состояние. В момент отключения мозг охватывает все 
импульсы вегетативной нервной системы в брюшной области, постепенно осознавая их. Это автоматически порождает усиленные интуитивные 
способности, а из подсознания, расположенного большей частью в нижней части живота, информация посылается к связанным с ней участкам мозга, 
которые эффективно поддерживают процесс самопознания и самораскрытия. Это слияние сознания и подсознания является зародышем к пробуждению 
Кундалини. выражающей потенциал абсолютного сознания, в котором содержится вся информация от начала начал до конца времён.

7б. Мурчха-пранаяма - основная техника

мурчха пранаяма мурчха пранаяма

После того, как садхака ознакомился с этим подготовительным упражнением и узнал воздействие мурчхи, он должен приступить к концентрированной 
практике мурчха-кумбхаки, техника которой сейчас будет описана:

Исходное положение: сядьте в позу лотоса, держа спину прямой. Левая рука лежит внизу живота, пальцы правой руки в дамару-мудре закрывают обе ноздри. Рот открыт, губы образуют букву «О».

Упражнение: вдохните глубоко носом и с силой выполните бхастрику через открытый рот 25-100 раз. Для этого приведите живот в действие подобно кузнечным мехам, втягивая внутрь при выдохе и выпячивая вперед при вдохе. Затем вдохните глубоко ртом, закройте его, ноздри также закройте с помощью пальцев и задержите дыхание. Зафиксируйте глаза в точке между бровями и надуйте щеки. Опустите подбородок в джаландхара-бандху на верхний край грудины, выполните мула-бандху, а брюшную стенку вытолкните вперед (удара-бандха). Теперь начните создавать сильное давление в голове, выжимая воздух через ноздри, которые продолжайте держать крепко закрытыми. Сохраняйте это давление как можно дольше, затем верните 
голову в нормальное положение, откройте ноздри и очень осторожно сделайте выдох через нос, расслабляя щеки и живот. Повторите это упражнение несколько раз, затем поменяйте положение ног и начните мурчха-кумбхаку заново.

Воздействие и польза: из-за такого энергичного способа дыхания и не менее энергичной задержки вдыхаемого воздуха во внутренней части черепа возникает большое давление, благодаря которому исключительно сильно стимулируются все нервы, железы и органы чувств в области головы. В особенности сильно активизируется функционирование десятого черепномозгового нерва, так называемого «блуждающего нерва», благодаря чему автоматически начинает замедляться такая важнейшая физиологическая функция, как сердцебиение. С одной стороны, усиливается прилив крови к мозгу, с другой стороны, кровоснабжение замедляется, из-за чего возникает похожее на обморок чувство. В этом состоянии возможно без усилий останавливать дыхание на довольно долгое время, и спонтанно наступает безмыслие, которое позволяет садхаку глубоко погрузиться в свое подсознание и создать основу для медитативных практик йоги.Необходимо отдавать себе отчёт, что эта техника предполагает наличие у садхака сильно развитого чувства допустимых для тела нагрузок, чтобы не навредить таким чувствительным органам, как глаза и уши.

По этой причине к этой мощной технике дыхания могут приближаться только опытные люди, которые принимают психические и физические вызовы с мужеством и соответствующей осторожностью.

Поза лотоса играет важную роль в практике йоги, так как она является единственной позой сидя, позволяющей даже при обмороке сохранять вертикальное положение. Падмасана гарантирует стабильную позу во время состояний, которые больше не могут контролироваться сознанием.В «Хатха-йога Прадипика» об этом специальном упражнении в части II, стихе 69, написано: «После вдоха нужно энергично держать джаландхара-бандху и затем медленно выдыхать. Это называется мурчха, ибо она усыпляет ум и дарует приятное чувство».И в «Гхеранда-самхита» то же упражнение описывается в части V, стихах 84-85: «Задержав дыхание, нужно отрешить ум от всех объектов и сосредоточить его на точке между бровями, тем самым исчезают размышления и возникает чувство блаженства. Если манас (ум) в атмане, восходит, блаженство наступает непременно». Эти описания подтверждают факт, что секретные практики хатха-йоги обычно не записывались, а передавались устно от Гуру к шишъе (ученику). 
Дошедшие до нас письменные документы, имеющие свое происхождение из раннего средневековья, составлены таким сжатым, образным и часто зашифрованным языком, что смысл их текстов открывается только адептам. К сожалению, ученые снова и снова предпринимают попытки объяснить различные неясные текстовые знания интеллектуально, что часто приводит к полному искажению описанных техник. По этой причине необходимо еще раз указать на то, что йогу нужно учиться не просто по книгам, а с учителем, располагающим подлинным практическим опытом, возвращающим к знаниям непрерывающейся традиции йоги.

По книге КУНДАЛИНИ-ЙОГА-ПАРАМПАРА. Рейнхард Гамментхаллер. 


Советуем посмотреть

ПАРОДИЯ НА РАЗНЫЕ СТИЛИ ЙОГИ

Чем отличаются друг от друга разные направления йоги

Дханурасана

 По Гуру Ар Сантэму

Привычки, разрушающие наши почки

Знали ли вы, что вы можете вести вполне нормальную жизнь даже с 20-процентной функцией почек? Именно поэтому последовательное ослабевание и постепенное повреждение наших почек часто долгое время остаются незамеченными. Иногда даже распространённые привычки могут наносить урон нашим почкам, а когда проблемы, наконец, обнаруживаются – может оказаться уже слишком поздно.