Опрос

Результаты опроса

Как Вы объясняете то, что многие известные йоги, в частности Рамакришна, умерли от рака?

1

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Медитация и сознание

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Медитация | Cамадхи | Сон > Медитация и сознание

Любое определение ума неизбежно оказывается очень ограниченным и произвольным. Например, современная психология ориентировочно подразделяет ум на три части: сознательную, подсознательную и бессознательную. Их очень легко посчитать фиксированными частями или конкретными областями ума. Кроме того, как правило, складывается впечатление, что подсознательная и бессознательная области (лежащие, соответственно, ниже ума и за пределами ума) строго и постоянно недоступны сознательному восприятию. Это распространённое убеждение совершенно неверно. Нашему осознанию доступны все области ума. То есть, так называемый бессознательный ум бессознателен лишь в силу серьёзных ограничений свободы и диапазона нашего осознания. Точно так же, подсознательный ум лежит ниже порога нашего сознательного восприятия только из‑за недостатка осознания. Если мы разовьём своё осознание, то бессознательный ум и подсознательный ум более не будут недостижимыми и недоступными восприятию. Так бывает с человеком, достигшим самореализации: его осознание способно достигать всех областей ума. Для него ни одна часть ума не будет по настоящему бессознательной или подсознательной. Это чрезвычайно важно и справедливо для всех; мы не осознаем различные части ума только потому, что наше осознание сковано и заключено в ограниченном поле.

Ни в коем случае не следует допускать, что любые научные, религиозные или философские схемы ума имеют какое‑то отношение к истине. Это всего лишь произвольные деления и классификации. Ум — это неделимое целое. Мы могли бы посадить в разных местах огорода различные овощи и называть эти места разными участками: тем не менее, это подразделение служит лишь для удобства. Эти участки земли, независимо от того, какие овощи на них растут, все равно представляют собой неотъемлемые части всего огорода. Точно так же, любая классификация областей ума — это только средство для описания разных аспектов ума как единого целого.3 Цель этого раздела — подразделить ум на отдельные части, но лишь в качестве средства описания того, как медитативные практики соотносятся с явлениями в уме. Таким образом, мы надеемся пролить практический свет на природу ума и понять его взаимосвязь с медитацией.

Обычно считается, что ум — это то, что заключено в мозгу. Подобный вывод столь очевиден, что немногие из нас когда‑либо сомневались в его истинности. Различные великие философы утверждали, что область или протяжённость ума либо бесконечна, либо имеет микроскопические размеры. Таким образом, есть три возможные теории ума: что ум по размерам сравним с атомом, с мозгом или с макрокосмом. Рассмотрим эти три гипотезы.

 

Ум, заключённый в мозге.

 

Большинство людей считают само собой разумеющимся, что ум тождественен мозгу и заключён в нём. Когда мы думаем, мы полагаем, что этот процесс происходит у нас в голове. Как ни странно, но чувственный или эмоциональный аспект нашего существа нередко считают находящимся в другом месте. Иными словами, зачастую утверждается, что наша эмоциональная сущность, тесно связанная с нашей интеллектуальной сущностью, находится в районе сердца. Существуют даже отдельные примитивные племена, которые не приписывают мыслительному процессу какого‑либо конкретного места в теле. Мы отнюдь не пытаемся утверждать, что в мозгу ничего не происходит. Мозг — это многомерный биокомпьютер, но в то же время мы должны непредвзято относиться к новым и более правдоподобным возможностям. Например, недавние научные исследования в разных странах показали, что мысли могут выходить за пределы ограниченного пространства мозга. Учёные обнаружили, что мысли человека, имеющие сильную отрицательную эмоциональную окраску, могут быстро влиять на окружающих его людей. Проводились эксперименты, в которых в комнате, полной умственно и эмоционально уравновешенных людей, возникала заметная атмосфера дружелюбия. Затем в комнату входил ещё один человек, находящийся в состоянии умственного и эмоционального расстройства. Атмосфера быстро изменялась. Многие из находившихся в комнате через несколько минут были вынуждены уйти; они не могли выдержать отрицательно заряженных вибраций[12]. Этот результат показывает, что сфера ума не ограничена пространством мозга. Иными словами, наши умственные способности, судя по всему, выходят за пределы тела и мозга. Даже если мы согласимся, что ум может выходить за пределы мозга, мы все равно продолжаем считать, что люди имеют отдельные умы. Это логичный вывод, если допустить, что ум заключён в мозгу. Однако, некоторые люди высказывали предположение, что индивидуальный мозг следует рассматривать в большей степени как приёмник, чем как источник. То есть, мозг является фокусной точкой событий, происходящих вне мозга. Мозг по‑прежнему перерабатывает данные нашего ума применительно к потребностям тела, однако в то же самое время оказывается инструментом чего‑то бесконечно большего.

 

Бесконечный ум

 

Огромное число мистиков, йогов и других мудрых людей на продолжении всей истории полагали и настойчиво утверждали, что ум превосходит ограничения физического мозга. В современной психологии эту мысль ясно выразил Юнг, выдвинувший гипотезу о том, что огромную часть ума составляет его бессознательный или коллективный аспект. Он предположил, что в этой коллективной бессознательной части ума хранится бесконечное количество общих для всех нас психологических содержаний, и что любой человек имеет, хотя и редко развивает, способность соприкасаться с этими доступными всем данными. В качестве аналогии часто приводят множество островов в море. Каждый из этих островов, в действительности, представляет собой вершину горы, основание которой находится на морском дне. При взгляде с поверхности моря эти острова или горные пики обладают индивидуальностью. В то же время, с точки зрения морского дна, острова или индивиды существуют в составе общего основания. Иными словами, острова, которые выглядят отдельными, в действительности связаны друг с другом морским дном. Однако, поскольку мы не можем видеть этой общей связи, то автоматически считаем острова отдельными и отличающимися друг от друга. Так же обстоит дело и с умом. Каждый считает себя островом и, глядя на другие острова, других людей, видит их отдельность. С поверхностной точки зрения действительно существует индивидуальность. Именно поэтому люди имеют разные личности — разные вкусы, разные симпатии и антипатии и другие индивидуальные особенности, определяющие уникальный характер человека. Однако, если бы мы могли погрузиться глубже в свой ум, то сделали бы невероятное открытие, что ум каждого из нас, в его более глубоких аспектах — это одна и та же вещь. Между ними нет никаких различий. Мы не говорим, что они похожи — мы говорим, что они представляют собой одно и то же.

Наша немедленная реакция на эту идею на рациональном уровне состоит в том, что это просто невозможно. Такая реакция понятна, поскольку мы видим свой характер как остров; мы не видим свой более глубокий аспект, морское дно. Нас приучили думать, что наш ум находится только в голове. Принятие единства ума всех людей (то есть, коллективного бессознательного) подразумевает, что ум выходит за пределы физических границ головы, а в это трудно поверить. В действительности, мы не хотим, чтобы вы поверили в это на рациональном уровне. Для нас гораздо предпочтительнее, чтобы вместо интеллектуальной дискуссии вы занимались медитативными практиками и обнаружили это для себя сами.

Большинство людей склонны мыслить научно, и потому давайте подходить к этой возможности всепроникающего ума с научной точки зрения. Не так давно учёные пытались понять структуру атома. Они обнаружили, что различные научные модели атома и его орбит больше не соответствуют данным экспериментов и наблюдений. Существующие и общепринятые теории, подобные модели Бора, начинают рушиться в свете опытных данных.

Некоторые математики, работающие с более неосязаемыми понятиями, предположили, что материальная вселенная пронизана некой универсальной средой или основой. В этой среде распространяются волны, обладающие невероятной частотой и скоростью, далеко превосходящей даже скорость электромагнитных волн самых высочайших частот. Предполагаются, что эти до сих пор не обнаруженные волны пронизывают всю основу вселенной.

Исходя из этой теории, учёные‑атомщики способны лучше понять поведение атомных частиц. Они могут предвидеть возможность того, что атомная частица — это не более чем взаимное наложение амплитуд этих волн. Мы не можем видеть, и не видим эти волны. Мы видим лишь их проявление в форме, которую мы называем материей. Мы склонны считать эту материю плотной, но, в действительности, это наши органы чувств воспринимают материю как материю. Согласно идеям некоторых современных учёных, то, что мы воспринимаем как материю, оказывается не более, чем наложением волн. Иными словами, физическая вселенная, которую мы воспринимаем и которая кажется нам такой реальной, оказывается всего лишь призрачной субстанцией, лишённой плотности. Она представляет собой проявление более глубокой, скрытой основы. Быть может, это «сон Брамы», который индийские йоги провозглашают сущностью проявленной вселенной? Не слишком ли мы далеко зайдём, предположив, что эта основа — то же самое, что морское дно по отношению к островам? Иными словами, что каждый из нас, физически и умственно, на поверхностном уровне представляет собой не более чем проявление глубинной, всепроникающей и бесконечной основы? Иначе говоря, мы подразумеваем, что эта глубинная основа — не что иное, как космический разум. Каждый человек неразрывно и тесно связан с этим скрытым космическим разумом и не только обладает доступом к его бесконечному потенциалу, но по своей сути тождественен ему. Ум каждого из нас — это в точности одно и то же; однако, чтобы узнать это, мы должны исследовать его глубины. Это сфера медитации.

Многие выдающиеся учёные теперь заявляют, что вселенная начинает все в большей степени походить на всеобъемлющий ум, чем на что‑либо другое. Некоторые из них даже предполагают, что все атомные частицы — это не что иное, как субстанция ума. В этом отношении они вторят утверждениям мистиков всех веков. Возьмём несколько примеров. Знаменитый поэт Эмерсон писал:

 

«Субстанции, разделённые в основании

Соединяются в своих вершинах.

Там единая святая сущность

Пронизывает разделённые души».

 

Это перекликается с древним йогическим текстом, который называется Йога Васиштха:

 

«Знайте, что всё разумно. Разум присутствует в каждой частице, он распространяется в пространство; он в сердце растения; он действует как соки в листе; он проливается дождём как облако; он лежит как камень; он играет в волнах океана; он пронизывает могучие горы; и принимает размеры атома».

(III:40,21‑23)

 

И не кто иной, как Шекспир, с гениальной простотой написал:

 

«Мы сотканы из тех же нитей, что мечты...»

Буря

 

В нашем предыдущем обсуждении праны мы описывали научные исследования и открытия, связанные с сущностью биоплазменного или пранического тела[13]. Вспомните, что русские учёные провели практические эксперименты, которые достоверно показали существование силового поля вокруг и внутри тела. Они назвали его биоплазмой; мы называем его праной. Есть и другие названия, в частности, аура. Это тонкое тело было сфотографировано с помощью высокочастотной фотографии по методу Кирлиан. Без помощи высокочастотного электрического поля мы не способны видеть чрезвычайно сложное праническое поле.

Тем не менее, при фотографировании в специальных условиях оно проявляется как крайне сложный и упорядоченный радужный биоплазменный или пранический аспект нашего существа. Хотя это только гипотеза, вполне возможно, что при использовании электрических полей все более высокой частоты, мы будем видеть всё более и более тонкие аспекты нашей сущности, о которых мы ничего не знаем в настоящее время.

Представляется в высшей степени вероятным, что праническое тело и ещё не открытые наукой более высокочастотные субстанции представляют собой связующее звено между каждым из нас и космическим субстратом или разумом. В действительности, это, по‑видимому, больше чем просто гипотеза, поскольку русские учёные, занимающиеся проблемами телепатии и других парапсихологических феноменов, сумели измерить изменения состояния пранического тела при парапсихических событиях. Иными словами, они смогли обнаружить изменения биоплазменного тела телепата‑реципиента во время приёма посланий от телепата‑индуктора, нередко находившегося на расстоянии сотен километров. Эти эксперименты, судя по всему, подводят нас к выводу о том, что каждый человек обладает способностью непосредственно связываться с другими людьми через посредство космического разума.

В самом деле, многие люди с развитыми парапсихическими способностями, ясновидящие и т.п. утверждают, что существует эфирное энергетическое тело (праническое тело), которое связывает клетки мозга с космическим разумом. Другие понимают это иначе, говоря что эфирное тело представляет собой средство, с помощью которого жизненные энергии вселенной и коллективного бессознательного могут сообщаться с физическим телом. По‑видимому, мы гораздо более тесно связаны друг с другом и можем непосредственно общаться между собой в значительно более глубоком смысле, чем зачастую считается. Каждый индивид обладает огромными возможностями. Однако эти способности редко используются. По существу, мы склонны высмеивать и подвергать сомнению всё, что касается телепатии, ясновидения или других парапсихических способностей.

Цель медитации состоит в том, чтобы глубже погрузиться в этот субстрат, чтобы мы могли установить с ним тесную связь и осознать его потенциал. Когда мы этого достигаем, он как будто нашёптывает нам утончённые ответы на, казалось бы, неразрешимые загадки вселенной. Возможно, именно поэтому мы можем переживать интуитивные озарения; это моменты, когда мы соприкасаемся с глубинной основой вселенной. С психологической точки зрения мы могли бы сказать, что в эти моменты мы соединяем своё осознание с коллективным бессознательным. В этом хранилище заключено все знание, которое когда‑либо существовало, и будет существовать.

Эта глубинная матрица представляет собой основу всего сущего, живого и неживого. Судя по всему, практически все формы жизни видят и знают только окружающий их материальный мир. И только высокоразвитые формы жизни — такие как человек на планете Земля — обладают способностью временами соприкасаться с этой глубинной основой бытия. Мы обладаем даром заглядывать за кулисы, хотя и редко им пользуемся. Мы потенциально способны заглядывать за завесу майи (которую обычно интерпретируют как иллюзию, но которую лучше считать неправильным восприятием или неправильным пониманием реальности). Каждый из нас способен выходить за пределы наших физических ограничений и переживать знание, блаженство и безвременье, где начало и конец не имеют никакого смысла, и где нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. В этом цель медитации: сливаться с глубинной сущностью всех вещей.

Мы подчёркиваем, что вам вовсе не обязательно верить всему, что мы написали или соглашаться с этим. С какой стати? Мы хотим, чтобы вы испробовали медитативные техники и сами выяснили для себя, что такое медитация.

 

Атомный ум

 

Высказывались и предположения о том, что ум имеет атомную природу. На первый взгляд кажется, что это прямо противоречит гипотезе бесконечного ума, но, как мы увидим в дальнейшем, это вовсе не так. Лишь недавно учёные начали по достоинству оценивать удивительные свойства и сложность каждой клетки нашего тела. Они построили изощрённую модель, воспроизводящую структуру так называемой молекулы ДНК, которую называют молекулой жизни. Считается, что эти молекулы хранят характерные черты отца и матери и передают их ребёнку. ДНК содержится в сперме и яйцеклетках, а, кроме того, во всех клетках тела.

Именно молекулы ДНК предопределяют характерные черты каждого человека. От них зависят цвет наших глаз и волос, рост и множество других особенностей и черт, которые оказывают решающее влияние на нашу жизнь. В них записаны наш пол и схема развития. То есть, они определяют наш повседневный образ жизни; это план нашей судьбы. Разумеется, на нашу жизнь будут одновременно воздействовать и другие факторы, например, окружающая среда и взаимодействия с другими людьми. Тем не менее, молекулы ДНК оказывают первостепенное влияние.

Учёные с благоговением восклицают, что в молекулах ДНК содержится гораздо больше информации, чем мы можем вообразить. Они заявляют, что в каждой молекуле ДНК хранится вся совокупность информации, опыта и знания нашего эволюционного прошлого. Они говорят, что каждая клетка содержит в себе память обо всём, что происходило в прошлом каждого индивидуума. В ней заключена память о тех временах, когда жизнь существовала только в первобытном иле в виде микробов и первых амёб. Здесь хранится история того, как жизнь развивалась в океане, а затем вышла на сушу. Здесь хранятся самые невероятные сведения о событиях, которые мало кто из нас испытал в своей жизни. Здесь же содержится память обо всём опыте, который индивид переживал в чреве матери, во время рождения и последующего роста. Вся эта информация — по существу, коллективное бессознательное — содержится в любой и каждой клетке организма. Это звучит как фантастика, но это точное изложение гипотез самых выдающихся учёных современности.

Можем ли мы сделать вывод, что каждая клетка представляет собой центр ума, и что он имеет атомную природу? Этот невероятный потенциал каждой клетки очень близко соотносится с идеей бесконечного ума. Мы уже упоминали о том, что многие учёные предполагают существование бесконечных колебаний или волн, пронизывающих основу всей вселенной. Мы высказали гипотезу, что эта основа — не что иное, как космический разум. Некоторые учёные полагают, что атомные частицы представляют собой не более чем скопления этих колебаний в одном месте. В таком случае, каждая атомная частица имеет доступ ко всему знанию и потенциалу космического разума. Если мы согласимся с этим, то можем сказать, что каждая клетка — это не более чем точки, в которых амплитуды этих волн взаимно усиливают друг друга. То есть, каждая клетка непосредственно и тесно связана с лежащим в основе космическим разумом. В этом смысле, атомный ум и космический разум, в действительности, представляют собой одно и то же. Здесь нет никакого противоречия.

Действительно, мистики всех веков провозглашали, что в каждом из нас существует бесконечное знание. Они говорили:

 

«Что вверху, то и внизу»

(Герметическое изречение)

 

«Что здесь, то и там; то чего нет здесь, нет нигде»

(Вишвасара Тантра)

 

«...то, что кажется внешним, только кажется таковым, поскольку существует внутри»

(Шиваитский афоризм)

 

Мистики утверждали, что каждый из нас — это миниатюрная копия всего сущего, всей вселенной. Однако, чтобы узнать это, человек должен погрузиться в глубины ума; и методом исследования служит медитация.

 

Современная психологическая классификация ума

 

Мы потратили некоторое время на описание трёх теорий ума. Мы не собирались убеждать вас в чём бы то ни было; мы просто хотели открыть вам глаза на новые возможности за пределами привычных областей мышления. Кроме того, мы хотели показать, что ранее несовместимые научные представления и идеи мистицизма или йоги быстро сближаются друг с другом. Лишь несколько лет назад они казались столь разными и, в большинстве случаев, противоречащими друг другу, однако теперь они начинают говорить, в сущности, одно и то же.

Чтобы объяснить или, по крайней мере, показать, какую направленность имеют медитативные практики по отношению к уму, мы используем современное психологическое деление ума. Помните, что это всего лишь произвольные определения. Это только вспомогательное средство, которое не предназначено для описания того, что в действительности представляет собой ум. Однако это очень удобная система, которую можно использовать для достаточно ясного объяснения и понимания.

Ум делится на четыре области: низший, или инстинктивный ум, рациональный ум, озаряющий ум и коллективное бессознательное. Давайте по очереди определим эти категории.

Низший ум.  Эта часть ума отвечает за координацию и активизацию различных частей и органов тела. Она синхронизирует работу дыхательной, кровеносной, пищеварительной и других систем. Это своего рода компьютер, который обеспечивает согласованное функционирование всех различных частей тела, чтобы организм мог действовать как единое целое.

Кроме того, это источник наших инстинктивных побуждений — голода, жажды, продолжения рода, самосохранения и других основных потребностей. Иногда эти инстинкты так сильны, что подчиняют себе весь остальной ум. Из этой области ума происходят наши комплексы, фобии, конфликты и другие психологические проблемы, которые способны делать нашу жизнь несчастной. Как правило, эти навязчивые состояния связаны с сильными эмоциями. Это хранилище влечений, которые мотивируют большинство наших действий.

Рациональный ум.  Это часть ума, которой мы обычно руководствуемся в своих действиях в состоянии бодрствования. Она наиболее доступна для нашего осознания. Это источник рационального мышления, так как именно здесь накапливаются и хранятся данные повседневного опыта. Кроме того, здесь осуществляется анализ поступающих данных и их сравнение с информацией, хранящейся в памяти, в результате чего в сознательном восприятии возникают логические выводы или мысли. По существу, те мысли, которые у нас есть в данный момент, вероятно, происходят из этой области ума. Это часть ума, которая решает проблемы и даёт нам ответы, когда они нам требуются. Большая часть этого решения проблем происходит без участия нашего осознания. Например, многие из нас сталкивались с вопросами, на которые в определённый момент не могли найти ответа, однако мы не знали о том, что рациональная часть ума занимается этой проблемой, пока, позднее, ответ внезапно не вспыхивал в нашем сознательном восприятии. Или же человек пытается вспомнить чьё‑либо имя и не может, а потом оно внезапно всплывает в памяти в какой‑то последующий момент. Это работа рационального или логического ума.

Озаряющий ум.  Эту часть часто называют областью сверхсознания или гения. Именно отсюда происходят вспышки интуиции или озарения. Без этой области великие художники не могли бы создавать свои шедевры, а учёные — понимать феномены вселенной. Это отсюда великие святые и йоги получали свои откровения, более глубокое знание, блаженство и трансцендентальный опыт.

Очень немногие люди осознают эту часть ума. Обычно мы скованы цепями рационального и низшего ума. К сожалению, психологи прошлого, как правило, оставляли эту область без внимания. Лишь недавно интерес к ней начал расти. Например, известные психологи Франкл и Маслоу заложили основы психологии высот и глубин и предприняли важные шаги в научном исследовании этого аспекта ума.

Коллективное бессознательное . На эту область ума внимание психологов обратил Юнг. Это та часть ума, где содержится полная запись нашего эволюционного прошлого. Это сфера невообразимой и неизмеримой глубины, в которой хранится информация и сведения о делах наших предков. Это хранилище архетипов, которые накапливались или, возможно, управляли нами на протяжении миллионов лет, хотя, пожалуй, определения с точки зрения времени тут не применимы. Некоторые люди считают его эквивалентом истории сотворения и существования вселенной. Короче говоря, это бесконечный план внутреннего и внешнего космоса. В действительности, вопрос о том, находится ли коллективное бессознательное снаружи или внутри, остаётся спорным, как мы показали в обсуждении атомного и бесконечного ума. Безусловно, это именно то, что связывает всех нас воедино.

Мы снова подчёркиваем, что эта классификация — только средство для описания ума. Она не претендует на то, чтобы показать, каков ум на самом деле, ибо это невозможно.

Низший и рациональный аспекты ума содержат признаки, определяющие нашу индивидуальную личность. С другой стороны, сверхсознание и коллективное бессознательное надличностны. То есть, они превосходят индивидуальность и составляют нашу общую основу. В действительности, сверхсознательную область, вероятно, можно считать неотъемлемой частью коллективного бессознательного, однако мы разделили их для удобства описания. Сверхсознательная сфера — это та часть коллективного бессознательного, из которой мы получаем самые возвышенные озарения. Всё остальное коллективное бессознательное содержит накопленный опыт бытия — как прекрасное, так и уродливое, и то, что актуально, и то, что не имеет значения для нашей жизни. Конечно, все это субъективные реакции, поскольку на самом деле коллективное бессознательное по своей природе нейтрально; это не более чем запись того, что происходило, и того, что есть. Это голос вселенной, лишённый личных предпочтений. Он определяется в качестве хорошего или плохого только нашими индивидуальными вкусами, симпатиями и антипатиями.

Читателю ни в коем случае не следует предполагать, что коллективный бессознательный и сверхсознательный аспекты ума чётко ограничены и расположены в определённом месте. В каком то смысле они везде: под, над, внутри и вне; они выходят за пределы индивидуального ума.

Кроме того, существует все большая тенденция полагать, что коллективное бессознательное (космический разум) содержит в себе не только отпечаток прошлого, но и план будущего. Таким образом, каждый из нас потенциально способен осознавать не только наше наследственное прошлое, но и будущее, то, что произойдёт. Мы не просим вас в это верить, но этим легко объясняется распространённый феномен предвидения. Человек, который предсказывает будущие события, просто умеет осознавать эту конкретную часть коллективного бессознательного.

Читателю также не следует думать, что между личностным и безличным аспектами ума существует жёсткое разграничение. На самом деле, такого деления не существует; они незаметно переходят друг в друга, подобно тому, как земная атмосфера постепенно переходит в окружающее космическое пространство.

 

Медитация и озарение различных уровней ума

 

Посвятив много времени и места попытке описания подходящей концепции или модели ума, мы теперь перейдём к рассмотрению медитации, и её взаимосвязи с различными психологическими явлениями

Цель медитации — направить наше обычно экстравертированное осознание вглубь областей ума. Представим себе личностные (то есть, инстинктивный и логический) уровни ума в виде стены. Нижняя часть стены изображает инстинктивный ум, а верхняя часть — рациональный ум. Область вне стены соответствует надличностному уму: сверху находится сверхсознательный ум, а снизу — коллективное бессознательное. Сейчас ночь, так что вы не видите стену и окружающее её пространство; однако у вас есть фонарик, луч которого представляет ваше осознание. Луч имеет небольшой диаметр и потому освещает не всю стену и окружающее пространство, а только маленький участок поверхности. Во время обычного бодрствования луч нашего осознания освещает только рациональную часть ума или верхнюю часть стены. Поэтому на протяжении своей жизни мы действуем преимущественно на рациональном уровне. Наше осознание переходит от одной мысли к другой, но остаётся в пределах рационального ума.

Во время медитативных практик цель состоит в том, чтобы направить луч осознания вниз, чтобы он освещал низший ум или даже надличностный ум за пределами поверхности стены. Многие люди, немного продвинувшись в медитативной практике, начинают видеть гротескные видения и призраков, чудовищ и демонов, либо лицом к лицу сталкиваются с глубоко укоренившимися конфликтами, комплексами и фобиями. Они бывают крайне удивлены и нередко расстроены, когда видят эти феномены, поскольку ранее не знали и не представляли, что они существуют у них в уме.

В этом состоянии свет осознания направлен вниз, на низший уровень ума — инстинктивный ум. Осознание покидает своё обычное поле действий и начинает высвечивать нашу инстинктивную природу, с её желаниями, маниями, ненавистью и предубеждениями. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проявлением наших глубинных проблем, всплывающих на поверхность в виде эмоциональных вспышек, гнева, депрессии, беспокойства и многих других стрессовых реакций. Однако мы обычно не знаем их источника или первопричины. Когда наше осознание исследует низший ум, мы сталкиваемся с корнями этих проблем. Когда они известны, от них можно освободиться; в действительности, они пропадают сами собой.

Прежде чем можно будет превзойти низший ум и направить луч осознания за пределы стены, или личностного ума, необходимо полностью исчерпать эти возмущения. Следует освободить низший ум от хаоса и ненужного мусора. Низший ум как бы притягивает осознание, как магнит притягивает железные опилки; он как будто принуждает осознание исследовать и очищать его. Или, скорее, низший ум действует как завеса, которая не даёт нам видеть более глубокие аспекты ума. Лишь когда рассеивается этот туман проблем, мы становимся способны переживать запредельное.

Лишь когда луч осознания направлен за пределы стены, на бессознательную и сверхсознательную области, начинается подлинная медитация. Мы превосходим как рациональное, так и инстинктивное мышление. Мы вступаем в сферу надличностного опыта — сферу переживаний наших предков и интуитивных вспышек вдохновения. Это мир за пределами слов, не поддающийся рациональному объяснению. Только личная встреча может убедить вас в его подлинности.

Высшей точкой медитации становится просветление, когда человека затопляет свет истины, и он познает радость познания, известную мудрецам всех веков; когда он постигает реальность, лежащую в основе всего сущего, а также свою собственную подлинную сущность и сущность других людей. Он понимает, что основу всего бытия составляет Я, и что в каждом из нас заключено бесконечное количество знания и энергии.

 

Внутренний и внешний мир

 

Пассивные техники медитации позволяют человеку погружаться во внутренние глубины ума. Чем в большей степени он очищает свой низший ум, тем счастливее становится во взаимодействии с внешним миром в повседневной жизни, достигая гармонии с внешними событиями вместо того, чтобы бороться с ними. На смену постоянной напряжённости приходит спокойствие.

Чем глубже человек проникает во внутренние области, тем больше он способен видеть реальность во внешнем мире. Он понимает, что на самом деле, нет почти или вовсе никакого различия между внешней и внутренней сферами бытия. Различие только кажется существующим из‑за нашего логического мышления и отсутствия понимания нашей подлинной сущности. Не кто иной, как Христос говорил:

 

«Когда внешнее становится внутренним, приходит знание Царствия Небесного».

 

У многих людей существует ошибочное представление, что интроспективные по своей природе медитативные практики уводят человека от участия в повседневных делах. Это далеко не так. На самом деле, происходит прямо противоположное — внешние действия человека, то есть, поверхностные проявления его внутренней сущности, становятся гораздо более мощными и значительными. Чем глубже он проникает во внутренние области, тем сильнее выражает себя во внешней деятельности. Вся его жизнь, работа, игра и т.д. пронизана радостью, эффективностью и силой. Человек становится способным на такое, что раньше казалось ему выходящим за пределы возможностей. Знание внутреннего ведёт к знанию внешнего. Более высокое осознание внутреннего мира ума ведёт к более высокому осознанию окружающего внешнего мира.

Со временем пассивные медитативные техники становятся излишними. В них нет необходимости, когда человек постоянно живёт в состоянии медитации. Вся его деятельность становится постоянным, радостным и спонтанным опытом медитации. Больше не существует никакого конфликта между внутренним и внешним миром.

 

Знание и медитация

 

Существуют различные виды знания. Знание, которым обладает большинство из нас — это рациональное знание, которое происходит от логической области ума. Мы почти всегда руководствуемся в своих действиях этой частью ума и считаем рациональное знание высшей и единственной формой знания. В самом деле, люди во всём мире чуть ли не поклоняются интеллектуальному знанию, однако это всего лишь относительное знание, основанное на ограниченном количестве фактов и цифр. Из них мы выводим теории, понятия и другие идеи. Так происходит мышление в науке, технологии и философии.

Каждый из нас совершает ошибку, допуская, что ответы, основанные на логическом знании, непогрешимы. Мы привыкли считать логические ответы единственно возможными. Мы не понимаем того, что в силу ограниченности фактов, из которых мы выводим свои ответы, сами эти ответы должны быть неадекватными. Очень легко попасть в эту ловушку и полагать, что нам доступны все факты и, следовательно, выводы, к которым мы приходим путём рассуждений, абсолютно верны. Коренные жители чёрной Африки несколько веков назад, должно быть, считали само собой разумеющимся, что у всех людей чёрная кожа, поскольку они никогда не видели человека другой расы. Потом они увидели белокожего путешественника, и их простое умозаключение рухнуло. Тогда им пришлось говорить, что у людей бывает как чёрная, так и белая кожа, но после этого им повстречался человек с жёлтой кожей, и они опять были вынуждены пересматривать свои рациональные выводы относительно цвета кожи. Так же дело обстоит и с научными теориями. Они всегда меняются в свете появляющихся новых данных. Когда Ньютон предложил свою теорию тяготения, она стала почти непогрешимым законом. Даже сегодня в школах её считают истинной, хотя Эйнштейн много лет назад доказал, что она неверна. Теория Ньютона оказалась неверной в свете новой информации. Это происходит постоянно, однако все мы склонны считать, что рациональные выводы неопровержимы[14].

Так же и с повседневным рациональным мышлением; оно достоверно лишь в отношении доступных нам фактов. Мы постоянно принимаем рациональные решения, но они верны лишь в относительном смысле. Например, человек спрашивает, как пройти на ферму, где живёт мистер Смит. Мы уверенно и ясно объясняем дорогу, но, тем не менее, как впоследствии обнаруживает этот человек, мы полностью ошибаемся. Мы не знаем, что семья Смитов неделю назад переехала в другую часть страны. Если бы мы об этом знали, то могли бы дать более правильный ответ, но поскольку дело обстояло иначе, наш логический вывод был абсолютно неверным. В удивительной далёкой стране, которую мы не будем называть, жители используют необычный метод объяснения пути. Их понимание логики несколько отличается от принятого у людей в окружающих странах. Если спросить у них, где находится усадьба мистера Смита, они ответят примерно так: «Идите по этой дороге около получаса, пока не увидите в поле коричневую корову; тогда поверните направо и идите, пока не встретите миссис Браун, которая совершает свою утреннюю прогулку. Продолжайте идти и вы увидите дом, который вам нужен, когда услышите крик совы, приносящий удачу». Этот человек как‑то раз сам совершил такое же путешествие, и вследствие присущего ему способа рассуждения решил, что ваш поход будет в точности похож на его. Вам будет чрезвычайно трудно найти дом, который вам нужен, не говоря уже о том, чтобы сначала найти корову. Тем не менее, это было логическое умозаключение, хотя и в чрезвычайно ограниченном смысле. Человек, объяснявший дорогу, не осознавал тот факт, что его опыт путешествия может отличаться от вашего. Столь длинным и извилистым путём мы пытаемся объяснить, что логическое или рациональное знание всегда относительно и может давать лишь относительную истину.

Существует ещё одна разновидность знания, которая возникает в виде чувства или эмоциональной реакции. Иногда мы чувствуем, что нечто истинно. Это не что‑то постижимое умом, а неясное ощущение знания чего‑либо. Его очень часто ошибочно принимают за интуитивное знание.

Следующий вид знания называют трансцендентальным знанием, которое обретается в состояниях медитации. Оно известно в форме интуиции или озарения. Отличительная особенность этого типа знания состоит в том, что оно происходит от ситуации в целом. Иными словами, доступна вся сфера информации, и на её основе происходит понимание ответа. В некотором смысле, это похоже на рациональное познание, однако вместо немногих доступных фактов, здесь используется вся полнота информации. Эта интуитивная форма познания постигает ситуацию в целом; она видит всю картину во всех деталях. Она происходит от сверхсознательных областей ума в состояниях медитации. Рациональное познание нередко искажается личными предпочтениями и предубеждениями. Интуитивное познание независимо от всех личных характеристик и проекций.

Каким образом это возможно? Как мы можем соприкасаться с более глубоким интуитивным знанием во время медитации? Любое объяснение неизбежно будет недостаточным, но если вы обратитесь к картине, которую мы нарисовали в начале этого раздела, говоря о бесконечном уме, будет возможно некоторое поверхностное понимание. Обычно мы осознаем только свой ограниченный, личностный и рациональный ум. Это остров, возвышающийся над водой. В то же время, глубже и за пределами этого личностного ума находится надличностный аспект ума, морское дно, из которого поднимаются все острова. Это сфера более высоких и более тонких вибраций, которые пронизывают космос и всё сущее. Они присутствуют всегда, однако в обычных состояниях осознания мы их не воспринимаем. Во время медитации устанавливается прямая связь между осознанием и этими более высокими сферами ума. Оттуда исходит более высокое знание, охватывающее всё, что нуждается в познании. В медитации могут раскрываться глубинный смысл и сущность жизни и бытия.

 

Резюме

 

В этом разделе мы попытались показать, что каждый из нас заключает в себе гораздо больше, чем принято считать. К сожалению, люди не знают своей совершенно поразительной природы. Мы не понимаем, до какой степени мы недооцениваем себя во всех отношениях.

Мы попытались показать, что с помощью медитации можно соприкоснуться с глубинными аспектами ума и узнать правду о себе. Большинство из нас проводят свою жизнь полностью сосредоточиваясь на внешнем и не сознавая, что в каждом из нас существует океан блаженства и знания, который нужно просто открыть. Он всегда с нами и мы всегда соприкасаемся с этими более глубокими аспектами, но не знаем об этом. Наш уровень осознания недостаточен. Медитация представляет собой метод достижения осознанности и знания этой глубинной связи.

Кроме того, мы постарались объяснить, что медитация не требует от вас радикального изменения образа жизни. Вам нужно всего лишь заниматься йогой — усердно, регулярно и с воодушевлением.

Мы не сказали о том, что ничто не даётся без усилий. Если вы не начинаете практиковать медитативные техники, все это обсуждение было совершенно бесполезной тратой времени. Практика абсолютно необходима. Даже если вы начнёте заниматься, прочитав только этот последний абзац и пропустив всё, что было до него, этого будет вполне достаточно. Обсуждение выполнило свою функцию.


Нравится

Дробеструйная обработка

Дробь стальная ERVIN AMASTEEL: дробеструйная обработка. Оборудование для сх.

oxi-pro.ru

Советуем посмотреть

Парщвоттанасана

Парщвоттанасана (йога скачать бесплатно)

Джаландхара бандха

Слово джалан   на санскрите означает «сеть». Слово дхараозначает «поток, масса текущей жидкости». Это позволяет давать разные истолкования слова джаландхара. Скорее всего, оно означает «сеть или скопление нади   или проводящих путей». Следовательно, джаландхара — это практика или физический ключ для управления сетью или сплетением нади   в шее. Эти нади могут быть кровеносными сосудами, нервами или праническими каналами. Понятие «жидкости» или потока может распространяться на все эти различные уровни тонкости, поскольку джаландхара влияет на все эти уровни.

Существует и еще одно истолкование этого названия. В теле имеется шестнадцать особых центров, именуемых адхарами.   Слово адхара   означает «основу» или «субстрат». Это относится к чакрам, которые расположены в следующих шестнадцати областях тела: пальцах ног, лодыжках, коленях, бедрах, промежности, копчике, пупке, сердце, шее, миндалинах, языке, носе, межбровном центре, глазах, затылке и макушке головы. В различных практиках осознание поочередно направляют на эти центры. Прана течет через эти области в праническом теле. Поэтому джаландхару   можно также определить как практику, которая запирает праническую сеть в шее. Это препятствует протеканию праны между этими центрами и направляет прану в сушумна нади.

НОВЫЕ ЛЮДИ. ПЕРВАЯ ИНЪЕКЦИЯ ПРАВДЫ

Я не буду пользоваться термином «дети-индиго» - уж слишком он испорчен, тем более что многие детки уже давно подросли. Вместо этого я буду называть их «Новые Люди», или просто «Новые». Впрочем, почему их? Нас.

Нираламба Сарвангасана

Выполнение вариаций Сарвангасаны стимулирует работу всего тела, что происходит за счет усиления циркуляции крови и избавления от токсинов. Сарвангасана по своему воздействию аналогична тонизирующим препаратам. Она идеально восстанавливает силы после болезни.

2