Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Буддийское самадхи Йога-сутр

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и Религия > Буддизм и тантра > Буддийское самадхи Йога-сутр

Буддийское самадхи Йога-сутр

Сутра семнадцатая первой части (самадхипада) Йога-сутр Патанджали гласит:


vitarkavichArAnandAsmitArUpAnugamAt.h sampraj~nAtaH


Обычно это переводят, приблизительно, как «за такими формами, как витарка, вичара, ананда, асмита следует сампраджнята (самадхи)». 
Островская и Рудой идут путем, фактически, реконструкции смыслов и прямого, не всегда корректного, перевода специфических терминов:
«[Оно (самадхи)] - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости».
Начиная с сутры 42, перечисляются виды, или уровни самадхи, отождествляемого с самапатти (samApatti) – savitarkA, nirvitarkA, savichArA и nirvichArA – эти уровни относятся к сабиджа или сампраджнята самадхи. Известный комментатор 16-го века Виджнянабхикшу в своей «Йогасаре» включает сюда и два следующих пункта из сутры 17 – Ananda и asmitA, таким образом, к разделу сампраджнята (сабиджа) у нас относятся следующие возможные виды самадхи - savitarkA, nirvitarkA, savichArA, nirvichArA, sAnanda, nirAnanda, sAsmitA и nirasmitA .Что касается понимания смысла всего вышеописанного, многими переводчиками и комментаторами (в том числе и авторитетными индийскими)игнорируется источник всех перечисленных терминов. Традиционно йога-даршана Патанджали (в некоторых источниках её создание приписывается Хираньягарбхе) ассоциируется с санкхьей Капилы. Тем не менее, по крайней мере, в отношении данных терминов, источник их принципиально иной – это ранний буддизм (тхеравада). Замалчивание этого источника индийскими комментаторами вполне логично и предсказуемо – ссылка на него сразу переводила бы всю йогу в разряд «настика» - «не-ведических ересей».
Тем не менее, только обращение к буддийским источникам позволяет нам понимать изначальный смысл написанного. 
Само слово «самадхи» появляется впервые в палийских агамах «никая» (Сутта Питака), где означает «сосредоточение», второй из «трёх методов» (наравне с «шила» - «поведение» и «праджня» - «интуитивная мудрость»).
Самапатти (samApatti) – буддийская традиция тоже соотносит его с самадхи (пхала-самапатти, или «самапатти плода»), а также с завершающими (арупа, «вне формы») четырьмя стадиями дхьяны (ниродха-самапатти). Непреходящее самапатти считается одним из «несмешанных качеств Будды»:
«..у Татхагаты нет непребывания Ума в самапатти. Ходит ли Татхагата», [и т. д.] (указывается подробно) — «постоянно пребывает в неомраченной дхьяне, высшем глубоком самадхи самапатти» (Чандракрити, Мадхьямика карика, VII в.).
Собственно, nirodha – еще один термин происхождением из буддийских сутр, где обычно понимается, как прекращение sa~nj~nA (сенсорного осознавания) и vedana (ошущений).
Витарка и вичара – в тхеравадинских текстах они, как правило, встречаются вместе. Согласно Henepola Gunaratana Mahāthera (The Jhanas In Therevada Buddhist Meditation), «…эта пара обозначает два взаимосвязанных, но различных аспекта мыслительного процесса, и чтобы раскрыть отличие между ними (а также их общность), мы переводим первую как прикладное (прилагаемое, направленное) мышление, а вторую как долговременное (непрерывное, аналитическое) мышление». 
Дословно vitarka в данном контексте будет означать суждение, понятие предмета или явления, а vicAra – исследование (анализ), т.е. процесс познания. Таким образом, эти уровни самадхи (самапатти) будут означать, соответственно, состояния «с оценочными суждениями», «с анализом» и без таковых.
Ананда (Ananda) – состояние «блаженства», которое ассоциируется в ранних сутрах с первыми двумя дхьянами (состояниями prIti и sukha – радости и удовольствия) и соответствующими самадхи.
Асмита (asmitA ) – сугубо буддийский термин («хинду»-источники обычно используют понятие «ахамкара»), употребляемый применительно к ложному отождествлению себя с телом, именем, формой и т.п., а также к «ложным воззрениям», в частности – к идее существования субстанциональной души (дживы, атмы), что противоречит буддийской теории дхарм.
Соответственно, sAnanda означает состояние с переживанием «блаженства», sAsmitA – состояние с переживанием «самости», а nirAnanda и nirasmitA – состояния вне этих переживаний.
И напоследок - наличие в выражении vitarkavichArAnandAsmitArUpAnugamAt.h корня rUpa позволяет задуматься о том, насколько корректно, обычно, «прочитывается» данная фраза, так как это вполне может быть продолжением перечисления состояний, т.е., к уже упомянутым добавляется rUpa и arUpa – а именно так классифицируют буддийские дхьяны – rUpa dhyAna и arUpa dhyAna.

Сомананда Сарасвати (Борис Бидичев).


Советуем посмотреть

Для чего нужна "индийская гимнастика"?

Асана – это способ тянуть соединительные ткани так, чтобы они давали нам прирост способностей организма выдерживать перегрузки, возникающие при попытке внедриться в управления режимами работы мозга. Все. Все очень просто. Просто до примитива.

Осваиваем балансы на руках

Балансы на руках в йоге окажутся не такими сложными, если вы начнете слушать свое тело и реально оценивать собственные возможности.

Лила - игра самопознания

Итак, Лила...

Жизнь - это Игра, в которой каждый из нас исполняет свою роль. Эту игру в Индии называют Лилой, а играет в неё наше Высшее «Я», создающее весь мир имен и форм. Перед нами - действующая модель этой Игры, созданная в глубокой древности и дошедшая до нас через Хариша Джохари, знатока и хранителя индийской мистической традиции. В книге подробно описывается нумерологическая философия Лилы - не менее глубокая и сложная, чем философия И-Цзина, Таро, рун и других знаменитых медитативно-прорицательных систем.

Играть on-line-new