Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Как обнаружить в себе гордыню

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Ступени Йоги > Яма > Как обнаружить в себе гордыню

Как обнаружить в себе гордыню

«Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его».

Что же такое гордыня? Как объяснить человеку этот порок? Когда человеку говоришь о наличии этого порока у него, часто слышишь в ответ: «Да ничем я не горжусь, это не про меня!» И забывают о том, что часто говорят «я сам!», «я принимаю решения!», «я так думаю — это мое мнение», «я говорю — ты слушай!», «кто ты такой, чтобы мне указывать?» и т.д.

Осуждение, обида, желание мстить, ощущение себя оскорбленным — это проявления гордыни, а также гордость за «нажитое» богатство, семью, детей, свой род.

Осуждаем, значит, считаем, что имеем право судить. А кто дал нам такое право? Наше «я», которое считает себя выше других, поэтому и осуждает. Судить же может только Господь, т.к. Он сотворил все и нас в том числе, а мы берем на себя это право без Его разрешения, т.е. наше гордое «я» стремится стать выше Него.

Обида. Кто-то нас не понял, не правильно воспринял наши слова или наговорил на нас то, чего не было или зло пошутил над нами, а нам это не нравится, очень не нравится — наше «я» протестует. А против кого? Кто привел этого человека к нам и создал ситуацию, которая не нравится? Все ситуации создает нам Господь в зависимости от того, как мы установили отношения с Ним. Значит, обижаясь, мы выражаем свой протест Богу, несогласие с Его действиями, т.е. опять на первом плане наше гордое «я».

Ощущение себя оскорбленным — это более глубокий уровень обиды. Все внутри бурлит: «как посмели со мной так разговаривать!», «я им не мальчик на побегушках!», «не забывай кто ты, а кто я!».

И Кому наше гордое «я» это говорит? Наше гордое «я» выступает в роли «боевого петуха» перед Отцом. Обиделись, оскорбились, осудили и строим планы мести. Опять наше гордое «я» строит планы и против Кого? Против нашего Творца, который создавал нас с любовью по образу и подобию Своему и хочет, чтобы мы в мыслях, движениях души и поступках походили на Него. А для этого мы должны следовать Его законам и выполнять Его заповеди.

«Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления». (Притчи 29:1)

Если вас унизили, оскорбили, обидели, то не осуждайте, не стройте планов мести обидчику, а простите искренне.

«Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». (Матф 5:39)

Простив, размышляйте, просите вразумления у Господа, почему вы оказались в такой ситуации. А оказались потому, что нарушали заповеди. Разберитесь с ситуацией, покайтесь перед Отцом и поблагодарите за урок, в противном случае — «внезапно сокрушится». И не Бог нас наказывает, а мы сами отворачиваемся, отстраняемся от Него и теряем точку опоры, или, образно, центр тяжести системы смещается и наше «я» нас опрокидывает.

А как же быть гордому человеку? Это же все начнут «ноги об тебя вытирать» — так думают многие. Как быть смиренным, кротким, всепрощающим и чтобы при этом о тебя «ноги не вытирали»? Да, такой образ поведения сначала может вызвать удивление, потом насмешки, а в итоге, уважение. Человек, который сможет справиться со своей гордыней, будет относиться к другим людям именно так, как им этого хочется: сочувствовать им, когда у них в этом появится потребность; радоваться вместе с ними; давать нужный совет, когда они об этом попросят, и никогда не будет стремиться переделать другого человека, «подмять» его под себя, никогда ни в чем не осуждающий и не попрекающий вызывает только уважение, а никак не жалость.

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость». (Притчи 11:2)

Гордыня и гордость, оказывается, разные понятия. Гордыня — это человеческий порок, от которого надо избавляться, а гордость становится жизнеспособной только если она за величие Отца, за Его проявленную Любовь к нам.

 

1 Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
2 Чувство собственной исключительности.
3 Ощущение себя жертвой.
4 Хвастовство.
5 Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
6 Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
7 Контроль над ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
8 Суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
9 Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
10 Не позволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
11 Привлечение внимания к своей личности голосом, манерами, поведением.
12 Болтливость или постоянные разговоры о своих проблемах и биографии.
13 Обидчивость.
14 Излишняя впечатлительность или бесчувственность. Поспешность в выводах, или нежелание признавать факты.
15 Чрезмерная занятость своей персоной, интроверсия.
16 Сосредоточенность на том, что другие думают или говорят о тебе.
17 Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.
18 Ощущение своей никчемности.
19 Отказ измениться или мысли о том, что у тебя это не получится.
20 Непрощение себя и других.
21 Разделение людей на иерархические уровни – кто лучше или важнее, затем поведение в соответствии с этой иерархией. Нежелание признавать старшинство.
22 Чувство, что ты становишься важным, когда делаешь конкретную работу.
23 Брать на себя непосильную работу, а также находить удовольствие в праздности.
24 Подозрительность к людям, Богу, Посланникам .
25 Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.
26 Мысль о том, что ты выше обычного закона и выполняешь особую миссию.
27 Нежелание идти на риск посвящения себя важному, вдохновляющему делу. Нет высшей цели и творчества.
28 Сотворение кумира из себя и из других.
29 Отсутствие свободного времени для самопознания и общения из-за беспокойства о деньгах.
30 Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем имеешь дело. Отсутствие простоты в отношениях.
31 Поверхностность в чувстве благодарности.
32 Игнорирование «малых людей». Извлечение выгоды из своего положения.
33 Невнимательность к тому, с чем соприкасаешься в данный момент.
34 Не осознание того, каким образом каждое из перечисленных составляющих гордыни проявляются в тебе. Недооценка могущества иллюзии.
35 Наличие раздражительного тона, нетерпимость к проявлениям ошибок и недостатков. В целом, сращивание с отрицательными и положительными состояниями психики.
36 “Я – тело и ум. Я обречен на жизнь в материальном мире”.
37 Страх проявлять свое эмоциональное состояние и отношение, говорить сердцем.
38 Мысль о том, чтобы проучить кого-либо.
39 Не осознание предубеждений и не желание их прояснять.
40 Распространение слухов и сплетен.
41 Неподчинение воле Бога и старших, зависимость от собственных желаний.
42 Зависимость от всего того, что услаждает чувства, безумие.
43 Недостаток самоуважения, основанного на понимании своей сущности.
44 «Тебе нет до меня никакого дела».
45 Безрассудство, подавленное чувство меры.
46 Наличие отношения: «Моя группа самая лучшая», «Я буду слушать только своих, и служить только им».
47 Индивидуализм, нежелание быть в семье и в обществе, и нести ответственность за близких людей в молитве и практических поступках.
48 Нечестность и непорядочность в отношениях.
49 Неспособность понимать других и приходить к общим решениям.
50 Желание всегда оставлять последнее слово за собой.
51 Прибегать к высказываниям авторитетов, для того чтобы не разбираться с конкретными ситуациями. Штампованное мировоззрение.
52 Зависимость от советов и мнений, безответственность.
53 Нежелание делиться своими знаниями и информацией с другими для того, чтобы иметь возможность контроля над ними.
54 Невнимание к физическому телу под предлогом духовности или чрезмерное внимание к нему в ущерб душе.
55 Мысль о том, что делать это должен именно ты, т. к. никто другой не сможет сделать это лучше.
56 Указание на ошибки другого в тоне осуждения или унижения.
57 Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль, и действие).
58 Общение и поддержка других, в результате которой они попадают в интеллектуальную и эмоциональную зависимость от наставника.
59 Изменение отношения к людям в зависимости от их мнений, внешнего вида, и пр.
60 Пренебрежение внешними нормами и правилами культуры, принятыми в своем обществе и семье.
61 Ощущение права распоряжаться имуществом других, и игнорирование норм, принятых в другой семье.
62 Сарказм, цинизм и грубость в высказываниях и чувствах.
63 Отсутствие счастья.
64 Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).

Советуем посмотреть

Йога и Религия. Что такое Йога.

Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются "эзотерическими" . В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них. Прежде всего тем, что они -  не религии. Действительно, особенность эзотерических систем и одновременно причина их "закрытости" состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. Можно даже сказать, прагматичны. Эзотерические системы, как и религии, ставят перед собой цель: осознанное самоизменение личности; однако, в отличие от последних, предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, но в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.

Сравнивая цели эзотерических систем с целями и ценностями религий, в рамках которых они существовали, можно заметить принципиальные, хотя и не афишируемые отличия.

Что такое масло гхи


Очищенное топленое масло (масло гхи) представляет собой чистый молочный жир без антиокислителей и других добавок. 
Масло гхи в Аюрведе считается одним из самых саттвичных продуктов! Саттвичный — значит благостный. Гхи является продуктом, который несёт самую чистую энергию огня на земле. Что такое чистая энергия огня? Это энергия, которая самым лучшим образом способствует пищеварению; уничтожению болезней в организме; защите от холода, от переохлаждения и так далее.

Джаландхара бандха

Слово джалан   на санскрите означает «сеть». Слово дхараозначает «поток, масса текущей жидкости». Это позволяет давать разные истолкования слова джаландхара. Скорее всего, оно означает «сеть или скопление нади   или проводящих путей». Следовательно, джаландхара — это практика или физический ключ для управления сетью или сплетением нади   в шее. Эти нади могут быть кровеносными сосудами, нервами или праническими каналами. Понятие «жидкости» или потока может распространяться на все эти различные уровни тонкости, поскольку джаландхара влияет на все эти уровни.

Существует и еще одно истолкование этого названия. В теле имеется шестнадцать особых центров, именуемых адхарами.   Слово адхара   означает «основу» или «субстрат». Это относится к чакрам, которые расположены в следующих шестнадцати областях тела: пальцах ног, лодыжках, коленях, бедрах, промежности, копчике, пупке, сердце, шее, миндалинах, языке, носе, межбровном центре, глазах, затылке и макушке головы. В различных практиках осознание поочередно направляют на эти центры. Прана течет через эти области в праническом теле. Поэтому джаландхару   можно также определить как практику, которая запирает праническую сеть в шее. Это препятствует протеканию праны между этими центрами и направляет прану в сушумна нади.